В госдуме назвали туманной перспективу поставок французских вертолетов. Сделка с Парижем

Франция и Индия

Тип : легкий вертолет общего назначения

Вместимость : пилот и два пассажира

ALouette II (имевший тогда обозначение SE 3130), созданный на базе вертолета SE 3120 компании «Сюд-Ист» (Sud-Est), был полностью переделан для установки более мощного турбовального двигателя «Артист» I на месте звездообразного поршневого двигателя «Сальмсон» (Salmson) 9NH, устанавливавшегося на исходном вертолете. Впервые взлетев в марте 1955 года, вертолет получил сертификат во Франции только через год и был немедленно поставлен в производство. Обозначение вертолета изменилось на SE 313В после слияния компании SNCASE с компанией «Сюд-Авиасьон» (Sud Aviation), с последующим поглощением их компанией «Аэроспасьяль» (Aerospatiale) в 1970 году.

Оснащение вертолета новым двигателем в 1961 году привело к созданию отличного вертолета SA 318С с силовой установкой «Астазу» НА. Эта модификация производилась большой серией и завершилась выпуском 1303 экземпляров. Последней модификацией, попавшей в производство, был оптимизированный для полетов на большой высоте и полетов при высокой температуре наружного воздуха вертолет SA 315В «Лама», строившийся специально для индийской армии и объединявший планер вертолета «Алуэтт» II, а также более крупную силовую установку и подвижные агрегаты с вертолета «Алуэтт» III. До 1989 года компания «Аэроспасьяль» построила 407 экземпляров. В то же время индийский производитель - компания HAL и сегодня продолжает лицензионное производство этого вертолета малыми темпами.

Индийские вертолеты известны под названием «Читах» (Cheetah).Более 50 стран используют вертолет «Алуэтт» II на военной службе, а немецкая армия является крупнейшей эксплуатирующей организацией с 226 вертолетами SA 315В и 54 вертолетами SA 318С. Многие вертолеты и сегодня все еще остаются на службе в боевой авиации по всему земному шару. Кроме «Алуетт» II, построенных специально для гражданских эксплуатирующих организаций и лиц, за последние десять лет в гражданские регистры в Европе попали освобождающиеся с военной службы германские и особенно французские вертолеты.

Aérospatiale Alouette II - многоцелевой французский вертолёт. Спроектирован и производился предприятием Sud Aviation, позже - Aérospatiale, серийное производство - 1956-1975. Произведено более 1300 вертолётов. Alouette II - первый в мире серийный вертолёт с газотурбинным двигателем. Применялся, как в вооруженных силах (в качестве связного, разведывательного, противотанкового, тренировочного), так и в гражданской авиации для разрешения задач более общего назначения.

Проектирование вертолета велось в рамках госконтракта. Компания SNCASE на конкурс представила прототип X.310G с силовой газотурбинной установкой - двигателем Turboméca Artouste. Первый полет нового вертолета, обозначенного как SE 3130, был сделан 12.03.195; принято решение о начале серийного производства вертолета.

Первые серийные экземпляры строили для французских заказчиков (гражданских и военных). Вертолет по лицензии также выпускался в Швеции, Бразилии, США, Индии.

Вертолёт с рулевым винтом классической схемы. Трехлопастный несущий винт. Ферменная конструкция хвостовой балки. Турбовальный двигатель. Полозковое шасси.

Вертолет использовался в 80 странах, из них в 47 - военными ведомствами.

Характеристики вертолета Aérospatiale Alouette II:

    Количество членов экипажа:1

    Наибольшее количество пассажиров:4

    Длина:9,66м

    Диаметр несущего ротора:10,20м

    Высота:2,75м

    Площадь, ометаемая несущим ротором:81,7кв.м.

    Вес пустого:895кг

    Наибольший взлетный вес:1600кг

    Силовая установка:1×ГТД TurbomécaArtousteIIC6

    Мощность: 530л.с., дефорсированный до 460л.с.

    Наибольшая скорость:185км/ч

    Скорость на эшелоне:170км/ч

    Дальность:565км

    Практический потолок:2300м

В Париже министр внутренних дел Украины Арсен Аваков и госсекретарь министерства экономики и финансов Франции Дельфин Жени-Стефан подписали соглашение о поставке Украине 55 вертолетов Airbus. Речь о трех моделях - Н125, Н145 и Н225. Стоимость сделки оценивается в 551 млн евро. В украинском бюджете на это выделен 1 млрд грн, то есть 32,9 млн евро. Остальная сумма - предоставленный французской стороной кредит под 1% годовых.

Аваков рассказал, что сперва Франция поставит Украине 37 вертолетов, из которых 21 - машины Н225 грузоподъемностью более 10 т. "Такая техника не выпускается в Украине, а нам она очень нужна. Уже в этом году мы получим первые четыре машины, - уточнил глава украинского МВД. - Остальные 18 единиц получим позже".

Также в ведомстве сообщили, какие задачи должны будут выполнять закупаемые вертолеты: аэромедицинская эвакуация, спасательные операции, поддержание общественного порядка, антитеррористические и специальные операции, охрана государственной границы и обеспечение безопасности на дорогах.

Геликоптеры выглядят очень привлекательно и, конечно, оснащены современным оборудованием.

Однако данное соглашение имеет, как водится, две стороны - положительную и отрицательную. И само по себе решение довольно противоречиво с практической точки зрения.

Начнем, пожалуй, с отрицательной стороны. Данные вертолеты - новинка для Украины. "Новинка" - ключевое слово. Это значит, что неизбежны проблемы с освоением, эксплуатацией, обслуживанием, ГСМ, по крайней мере, на начальном этапе. Опять же придется раскошеливаться на фирменный сервис, и остается неясным, позволит ли продавец заняться его локализацией на имеющихся мощностях. В любом случае не хотелось бы, чтобы оказался неучтенным опыт с подаренными США джипами HMMWV, на которые умельцам случалось наваривать бамперы от ГАЗ-66.

Нельзя, конечно, утверждать, что эти вертолеты Украине не нужны. Учитывая необходимость в модернизации отечественного авиапарка, "рожденного в СССР". Но как быть с украинским оборонпромом, с головой окунувшимся в ремонт и улучшение своих вертолетов и самолетов? В этот процесс ведь были вложены немалые средства и силы. Военный эксперт Михаил Жирохов в декабре прошлого года для " " подробно , кто и сколько поставил "на ноги" украинской авиации. Так, по его словам, к концу прошлого года по сравнению с 2011-м "прирост по уровню исправности авиапарка составил более 300%".

И, в частности, если говорить о вертолетах, в той или иной степени модернизацию прошли боевые вертолеты Ми-24 и транспортно-десантные Ми-8 с замещением запчастей российского производства украинскими или западными аналогами. Михаил Жирохов отмечал, что, например, ГП "Конотопский авиаремонтный завод "Авиакон" занимается ремонтом/модернизацией Ми-8 и Ми-24, и в 2017 году один Ми-24ПУ-1 уже передали ВСУ. Помимо конотопского предприятия, в улучшении авиапарка задействована и та же запорожская "Мотор Сич". Так, завод продлил ресурс авиадвигателей собственного производства на три Ми-8 ВС ВСУ.

Правда, с "Мотор Сичью" и ее владельцем, пардон, почетным президентом Вячеславом Богуслаевым (экс-нардеп от Партии регионов, сейчас депутат от "Воли народа"), ситуация неоднозначная ввиду апрельских обысков СБУ. Спикер спецслужбы Елена Гитлянская тогда их объяснила подозрением на подготовку к диверсии. Также решением Шевченковского райсуда Киева были арестованы 56% акций предприятия, которые, как отмечают силовики, незаконно проданы иностранным компаниям со счетами в офшорах, связанным с китайской корпорацией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. В СБУ подчеркивали, что иностранные акционеры намеревались "противоправно сконцентрировать приобретенный пакет акций и получить полный контроль над его деятельностью в сфере военных оборонных заказов". Еще и Беларусь, как " ", подключилась.

Обыски и расследование привели к приостановке торговли акциями "Мотор Сичи" украинскими биржами, отмене годового собрания акционеров. К тому же "Украинские новости" со ссылкой на свои источники писали 23 мая, что в ГПУ уже лежит проект представления о снятии неприкосновенности с Богуслаева, но Юрий Луценко пока раздумывает. В общем, как говорилось выше, ситуация неоднозначная и трудно спрогнозировать будущее предприятия, занятого в украинской оборонке. Будет ли простое переформатирование с целью устранения от руководства завода экс-"регионала" и, следовательно, сохранение его мощностей. Или французский контракт как раз указывает на отказ от "услуг" предприятия.

"Мотор Сич" - просто пример, поскольку украинский оборонпром не завязан лишь на предприятие Богуслаева. Как отмечает в Facebook директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бардрак, это еще и "Антонов", и порядка 15 заводов поменьше. Которые, отметим, могли бы получить ныне выделенный на французские вертолеты миллиард. Ну, может, меньше, если бы речь зашла о необходимости приобретения технологий для качественного скачка в сфере производства отечественной авиации. Правда, в одном с Аваковым трудно не согласиться - парк вертолетов большой грузоподъемности у нас как таковой отсутствует. Теоретически на базах хранения имеется свыше двух десятков законсервированных Ми-26, но они выработали межремонтный ресурс еще к началу 2000 года. К тому же, помимо восстановления до летного состояния, они требуют и глубокой модернизации, что по цене может быть сопоставимо с покупкой летающей техники поновее.

Тем не менее решение касательно вертолетов Airbus имеет явную политическую окраску. Впрочем, как и любая сделка по закупке вооружений и техники для силовых структур. Причем политический подтекст не только внутреннего характера, но и внешнего. Что, вероятно, и является ключевым мотивом для соглашения с Парижем. Если оценивать ситуацию с этой точки зрения, то здесь мы видим положительную сторону.

Во-первых, еще более тесное вовлечение Франции во внутренние украинские процессы в контексте противодействия российской агрессии и на фоне . Иными словами, Украина показывает правительству Эммануэля Макрона перспективу заработка. Что, учитывая его напряженные отношения с профсоюзами и проседающую экономику, важно как минимум с точки зрения пиара.

Во-вторых, вертолетная сделка с Парижем выглядит как расширение коридора сотрудничества с западными поставщиками вооружений, открытого с поставкой ПТРК "Джавелин". Причем если контракт перейдет в практическую плоскость (его еще ждет ратификация ВР), то Киев тем самым диверсифицирует и каналы поставок, не привязываясь только к США. Кроме того, реализация этой сделки, очевидно, станет еще одним шагом в приближении к эксплуатационным моделям и стандартам НАТО. Это безусловный позитив и движение вперед.

Helicopters соглашение о поставках 55 вертолетов на сумму €555 млн, сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. «Подписали важное соглашение между и корпорацией Airbus Helicopters о поставках 55 вертолетов для нужд полиции, Нацгвардии, пограничников и Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Сумма контракта €555 млн», — подчеркнул он в своем твиттере.

В эту сумму входят закупка вертолетов, техническая поддержка, а также обучение пилотов и обслуживающего персонала. По словам Гройсмана, часть финансирования по этому соглашению обеспечивает французская сторона.

Отмечается, что Киеву будут поставлены 24 легких многоцелевых вертолета модели H125, предназначенных в основном для решения задач санитарной авиации. Также Украина получит 21 тяжелый вертолет модели H225s, отличающихся своей высокой грузоподъемностью и большой дальностью полета.

«Эта модель будет переоборудована по запросу Киева для проведения поисково-спасательных операций», — отметили в пресс-релизе Airbus.

Об этом в ходе встречи с представителями Airbus Helicopters говорил президент Украины . Он сообщил, что Киев обратится к компании с просьбой переоборудовать часть закупаемых вертолетов под нужды украинской армии. «Сумма, выделяемая на этот контракт, является очень значительной, и мы бы просили, чтобы часть этого контракта, часть вертолетов, могла бы пойти для Вооруженных сил Украины», — отметил он, уточнив, что поручил проработать этот вопрос до момента подписания основного соглашения.

По заявлению компании, в рамках контракта стороны подписали также соглашение о создании местного учебно-технического центра, где будет проходить обучение личный состав украинских служб. Первые вертолеты H225 прибудут на Украину до конца 2018 года. О том, когда состоится поставка других моделей, пока не сообщается.

Поставка французских вертолетов даст Украине возможность технически не зависеть от России, заявил первый заместитель министра внутренних дел Украины . «Год назад возник вопрос, что украинский парк вертолетов зависит от поставок комплектующих из Российской Федерации. Мы приняли решение организовать работу с французской компанией Airbus Helicopters для того, чтобы обеспечить техникой все наши подразделения без участия РФ», — приводит слова Ярового пресс-служба МВД.

По словам политика, Украина все еще использует советские вертолеты Ми-8, все время нуждающиеся в ремонте. При этом их обслуживание невозможно без российских комплектующих.

Несколько раньше в этот же день украинские воздушные силы оценил генерал-лейтенант запаса Вооруженных сил Украины (ВСУ) Дмитрий Уманец. По его словам, ситуация с противовоздушной обороной Украины на данный момент довольно плачевная. Он подчеркнул, что большая часть стоящих на вооружении Украины ракет для зенитных ракетных комплексов (ЗРК) производится в России. При этом другие ЗРК были сняты с вооружения.

Уманец отметил, что «не спешит отремонтировать даже имеющиеся в наличии комплексы». К тому же на Украине, по его словам, существует проблема с порохом и ракетами для оставшихся ЗРК.

Отставание в области воздушного вооружение ставит перед Украиной некоторые препятствия. Так, 13 июля бывший премьер-министр Украины сообщил, что не будет рассматривать вопрос вступления страны в альянс в ближайшие десять лет, сказал он в интервью .

По его словам, проблемой для вступления Украины в альянс является несоответствие ее военной техники стандартам блока. Более того, от отметил, что входу украинской стороны в организацию препятствуют также и внешнеполитические проблемы.

Как отметили источники издания в НАТО, альянс не собирается говорить о вступлении Украины в организацию, пока на востоке государства не установится полное перемирие.

Впрочем, проблемы у украинской армии есть не только в воздухе, но и на воде. Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Украины Валентин Бадрак признает, что на данный момент украинские военно-морские силы являются слабым местом страны. «Военно-морские силы всегда были аутсайдером — в плане взглядов Киева на то, как развивать и как финансировать», — отметил Бадрак в интервью украинскому «Апострофу».

Куда суровее оценил современную ситуацию заместитель министра Украины по делам «оккупированных территорий» Георгий Тука. В эфире телеканала ZIK Тука сказал, что украинская сторона в Азовском море может показать России только «дулю» (кукиш). «У нашей армии на море есть только дуля. И вы это прекрасно знаете. Нам нечем оказывать сопротивление российскому военному флоту», — подчеркнул украинский замминистра.

AS.565 PANTHER Многоцелевой ударный вертолет


AS.565 Panther - многоцелевой ударный вертолет, разработанный консорциумом Eurocopter на базе француского многоцелевого ударного вертолета Aerospayiale-Eurocopter France SA.365M Dauphin II. Вертолет является специализированной военной версией вертолета SA.365 Dauphin. У вертолета более длинный фюзеляж построенный с большим процентом использования композитных материалов, частичным бронированием кабины, с усиленным полом и посадочным шасси. Первый полет вертолета состоялся в феврале 1984 года. Вертолет принят на вооружение в 1989 году. Вертолет поставлялся в ВС Бразилии.

Модификации вертолета:
AS.565M - первая серийная модификация.
AS.565AA - многоцелевой ударный вариант.
AS.565СA - противотанковый вариант с ПТУР HOT.
AS.565UA - вертолет для высадки десанта.
AS.565 800 - перспективная модификация вертолета с 2 ГТД LHTEC T800- LHT-800 и РЭО IBM.

Год принятия на вооружение
1989
Диаметр главного винта, м 11.94
Диаметр хвостового винта, м
1.10
Длина,м 12.11
Высота,м 3.39
Масса, кг
- пустого
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная

- 2193
- 4100
- 4250
Внутренние топливо, л
1135 + опционально 180
Тип двигателя
2 ГТД Turbomeca Arriel IM1
Мощность, кВт
- максимальная
- при взлете
- при полете

- 2 х 584
- 2 х 558
- 2 х 487
Максимальная скорость, км/ч
296
Крейсерская скорость, км/ч
278
Практическая дальность, км
875
Дальность действия, км
400
Скороподъемность, м/мин 420
Практический потолок, м
4300
Статический потолок, м
2600
Экипаж, чел
2
10 десантников или 1700 кг груза
Вооружение: Боевая нагрузка на 2 узлах подвески:
2 ПУ 22х68-мм Thomson- Brandt или 19х70-мм Forges de Zeebrugge или
2 контейнера NC 20M61 с 20-мм пушкой GIAT M621 и 180 патронов или 2х2 УР "воздух-воздух" Matra Mistral или
4 ПТУР НОТ

AS.532 HORIZON Многоцелевой разведывательный вертолет


AS.532 Horizon - многоцелевой разведывательный вертолет, созданный французской фирмой Eurocopter France на базе многоцелевого транспортного вертолета AS.532 Cougar (SA-332 Super Puma). Вертолет носит обозначение AS.532 UL, его назначение обозначается в НАТО как С3I (Command, Control,
Communications and Intelligence). Первый полет вертолета состоялся в 1992 году. Вертолет принят на вооружение в 1996 году. На вертолете установлена доплеровская РЛС с радиусом действия в 200 км и захватывает площадь в 20000 км в течении 10 секунд. Вертолет состоит на вооружении в армии Франции и Швейцарии.

Разработанный на базе вертолета AS.532 Cougar, вертолетный комплекс ДРЛО предназначен для наблюдения за районом боевых действий в зоне армейского корпуса, при этом обеспечивается решение задач дальнего обнаружения движущихся наземных транспортных и боевых средств на удалении 100-150км от линии соприкосновения войск в полосе шириной 60-80км. Предусматривается использование этого комплекса ДРЛО во взаимодействии с разведывательным комплексом многократного применения на базе беспилотного летательного аппарата CI-189, состоящего на вооружении французской армии.
Для размещения на вертолете РЛС LCTAR "Орхидея" фирмы Tomson соответствующим образом была модернизирована задняя часть фюзеляжа, благодаря чему приемно-пере-даточная антенна может в полете перемещаться в рабочее положение под фюзеляжем вертолета. Вся аппаратура РЛС, а также средства обработки и передачи разведывательной информации размещены в грузовой кабине вертолета.

Диаграмма направленности антенны РЛС имеет незначительный уровень боковых лепестков, в станции предусмотрена перестройка частоты излучаемого сигнала, что увеличивает ее помехоустойчивость в условиях применения противником средств РЭБ. Дальность действия РЛС состовляет 200км. Полученные сведения о наземной обстановке передаются на передвижные наземные пункты сбора ии формации с помощью цифровой линии связи, дальность действия которой около 100км. Мощность связного передатчика незначительна благодаря применению остронаправ-ленной наземной приемной антенны. В аппаратуре связи используется быстрая перестройка несущей частоты, информация кодируется с помощью корректирующих кодов, позволяющих обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие в процессе передачи.

При разработке вертолетного комплекса ДРЛО особое внимание было уделено его живучести в условиях противодействия противника. С этой целью предусматриваются различные меры по снижению демаскирующих признаков вертолета-носителя в инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн и повышению скрытности работы радиоэлектронных средств. Так, сектор наблюдения РЛС сканируется однократно в случайные моменты времени, полученная информация обрабатывается и запоминается. Частота излучения изменяется в зависимости от тактической обстановки. Защищенность вертолета от ракет с инфракрасными системами наведения обеспечивается за счет применения средств индивидуальной защиты - ложных тепловых целей. По мнению зарубежных военных специалистов, вертолетный комплекс ДРЛО имеет по сравнению с самолетным комплексом ДРЛО ряд существенных преимуществ: большую автономность применения, возможность базирования на переднем крас, оперативность использования, а также мобильность, соответствующую скоростям перемещения наземных средств сухопутных войск.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение 1996
Диаметр главного винта, м
15.60
Диаметр хвостового винта, м 3.05
Длина,м
18.70
Высота,м
4.92
Масса, кг
- пустого
- максимальная взлетная

- 4330
- 9550
Внутренние топливо, кг
1596
Тип двигателя
2 ГТД Turbomeca Makila IA1
Мощность, кВт
2 х 1400
Максимальная скорость, км/ч
278
Крейсерская скорость, км/ч
262
Практическая дальность, км
1176
Дальность действия, км
842
Продолжительность полета, ч.мин
4.20
Скороподъемность, м/мин
420
Практический потолок, м 4100
Статический потолок, м
2700
Экипаж, чел
3
до 5 человек операторов и опционально 10 солдат

АS.565MA PANTHER Поисково-спасательный вертолет


SA.365F Dauphin II - многоцелевой морской вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета SA.365 Dauphin 2. Первый прототип носивший обозначение SA.365N совершил полет в январе 1975 года. Основные задачи вертолета - противокорабельные и противолодочные действия. Для этих целей на вертолете установлены РЛС Omera-Segid ORB 32 Hеraclеs II или Thomson-CSF Agrion-15, система обнаружения магнитных аномалий Sextant Avionique (Crouzet) или Thomson-Sintra ASM HS 31 и навигационная система Sextant Avionique ONS 200A с навигационным компьютером Avionique Nadir Mk II. Вертолет принят на вооружение в 1982 году.
После образования в 1992 году концерна Eurocopter вертолет получил обозначение AS.565 Panther. Вертолет поставлялся на вооружение ВМС Франции, Чили, Ирландии и Саудовской Аравии.

Модификации вертолета:
SA.365F Dauphin 2 - первая серийная модификация c ПКР AS.15TT.
SA.365F-1 Dauphin 2 - модификация с ГТД Arriel IM1.
AS.565MA Panther - невооруженная поисково-спасательная версия.
AS.565SA Panther - противолодочная модификация с РЛС Dassault Varan, тактической РЛС Thomson-CSF, ПКР AM.39 Exocet и торпедами Murena.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение 1982
Диаметр главного винта, м
11.94
Диаметр хвостового винта, м 1.10
Длина,м
12.11
Высота,м 3.98
Масса, кг
- пустого
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная

- 2240
- 4100
- 4250
Внутренние топливо, л
1135 + опционально 180
Тип двигателя
2 ГТД Turbomeca Ariel IM1
Мощность, кВт
- при взлете
- при полете

- 2 х 558
- 2 х 487
Максимальная скорость, км/ч
296
Крейсерская скорость, км/ч
274
Практическая дальность, км
875
Дальность действия, км
240-420
Скороподъемность, м/мин
420
Практический потолок, м
4575
Статический потолок, м 2600
Экипаж, чел 2
10 пассажиров или 1700 кг груза в кабине или 1600 кг груза на подвеске
Вооружение: Боевая нагрузка - 600 кг на 4 узлах подвески:
4 ПКР AS.15TT или AM.39 Exocet, или 4 торпеды Mk.46.
Возможна подвеска УР "воздух-воздух" Matra R550 Magic.

SA.330 PUMA Транспортно-десантный вертолет


Разработка вертолета была начата фирмой Sud Aviacion (Aerospatiale) в начале 60-х годов по заказу французского правительства. 15 апреля 1965г. совершил первый полет первый из двух прототипов, а 30 июля 1968г. поднялся в воздух последний из шести предсерийных образцов вертолета SA.330 Puma.
Вертолеты Puma используются в вооруженных силах Франции, Великобритании и ряда других стран мира в основном для переброски войск на поле боя и тылового обеспечения соединений и частей, а при оснащении соответствующим вооружением и оборудованием - для огневой поддержки сухопутных войск, противолодочной обороны и воздушной разведки. Поставка серийных вертолетов этого типа в вооруженные силы Франции началась в 1969 году, а в ВВС Великобритании - в 1970 году (решение о принятии их на вооружение ВВС Великобритании была принято в 1967 году, в связи с чем английская фирма Westland приняла участие в разработке и производстве вертолета). Всего было построено около 700 вертолетов Puma для 46 стран мира.

SA.330 Puma относится к вертолетам одновинтовой схемы с рулевым винтом. Несущий винт имеет четыре лопасти, крепление которых осуществляется посредством шарниров. Рулевой винт пятилопастный. Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции разделен на двухместную кабину экипажа и грузовую кабину длиной 6.05м. В грузовой кабине могут разместиться до 18 десантников с оружием (в модификациях с удлиненным фюзеляжем число десантников увеличено до 25). На внешней подвеске могут перевозиться крупногабаритные грузы массой до 2500кг. Кабина экипажа и грузовая кабина имеют по одной двери с каждой стороны фюзеляжа. Кроме того, в задней части фюзеляжа имеется аварийный люк. В верхней части фюзеляжа размещена силовая установка в составе двух газотурбинных двигателей с воздухозаборниками, снабженными пылезащитными устройствами.

На вертолетах Puma устанавливались двигатели Turbomeca Turmo различных модификаций. В частности, использовались двигатели Turmo III с4 с взлетной мощностью 955кВт и Turmo IV А мощностью 1030кВт. Запас топлива во внутри фюзеляжных баках составляет 1560л. Все модификации вертолетов Puma снабжены трсхстоечным убирающимся в полете колесным шасси, конструкция которого выдерживает жесткую посадку с вертикальной скоростью до 3м/с.
Вертолет выпускался по лицензии в Румынии под обозначением IAR-330 и собирался в Индонезии из деталей, поставленных из Франции. В ЮАР государственная корпорация АРМСКОР производила свой вариант Пумы, получивший обозначение ХТР-1. В отличие от французского прототипа, этот вертолет имеет крыло малого удлинения, на каждой из консолей которого установлены два пилона с пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм. Конструкция пилонов обеспечивает отклонение пусковых установок в вертикальной плоскости. Вертолет вооружен также 20-мм пушкой GA-1, установленной под фюзеляжем. Прицеливание осуществляется с помощью нашлемного прицела. Для придания большей устойчивости машине при сопровождении цели и ведении огня конструкция стабилизатора усовершенствована, а под хвостовой балкой установлен дополнительный нижний киль.

Модификации вертолета:
SA.330А - прототип вертолета.
SA.330В - первая серийная модификация для французских вооруженных сил.
SA.330С - экспортная версия с ГТД Turmo IVC.
SA.330Е - модификация английской фирмы Westland.
Puma HC.Mk.1 - обозначение SA.330Е после принятие в 1971 году на вооружение английских ВВС.
SA.330F - гражданская версия.
SA.330G - модификация транспортного вертолета SA.330F с ГТД Turmo IVC.
SA.330Н - модификация SA.330С с ГТД Turmo IVC.
SA.330J - гражданская версия на базе SA.330F с ГТД Turmo IVC.
SA.330L - экспортная многоцелевая версия. Существует ударно-транспорная версия вертолета с системой наведения и оружием с вертолета CSH-2 Rooivalk (AH-2), на 2 узлах подвески на концах крыльев и 4 подкрылевых узлах. Вооружение включает УР "воздух-воздух" Armscor Darter, 4 ПТУР Atlas Swift.
IAR-330H - румынский транспортный вариант фирмы IAR на базе SA.330H.
IAR-330L - румынский ударно-транспортный вариант с 2 20-мм пушками, 4 ПТУР Малютка, или 4 ПУ 16х55-мм или 8 ПУ 122-мм НУР, или 4 100 кг бомб, или 2-4 контейнера ГМП-2 с 2 7.62-мм пулеметами и 550 патронами.
Oryx - гибридная версия разработанная фирмой Atlas(ЮАР) на базе SA.330L, но с двигательной системой вертолета SA.332.

Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение 1969
Диаметр главного винта, м
15.00
Диаметр хвостового винта, м
3.04
Длина,м
14.06
Высота,м
5.14
Масса, кг
- пустого
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная

- 3615
- 7400
- 7500
Внутренние топливо, л
1544 + опционально 1900
ПТБ, л
2 х 350
Тип двигателя 2 ГТД Turbomeca Turmo IVC
Мощность, кВт
2 х 1175
Максимальная скорость, км/ч 271
Крейсерская скорость, км/ч 258
Дальность действия, км 572
Скороподъемность, м/мин
552
Практический потолок, м
6000
Статический потолок, м
4400
Экипаж, чел 2-3
20 солдат или 6 носилок и 6 сидячих раненых или 3000 кг груза в кабине или 3200 кг на подвеске
Вооружение(опционально): 1 20-мм пушка GIAT M621 или 2 7.62-мм пулемета
2 ПУ Matra 155, Thomson-Brandt 68-22 или
Thomson-Brandt 68-36 c 18, 32 или 36 68-мм НУР, или
2 контейнера с 30-мм пушкой DEFA или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметом