Маршрут архыз красная поляна на карте. Спортивный горный поход архыз - красная поляна от московской турфирмы св-астур, пешие походы их архыза, красная поляна походы, пешеходные маршруты в красную поляну, отдых в красной поляне активно, летние походы, похо

На автомобиле

Взгляните на карту, от Красной Поляны до Архыза, по сути, расстояние всего-то 150 километров. Но из-за Кавказских гор, раскинувшихся по этой местности и сделавших оба города столь популярными, вам придётся двигаться из одного пункта в другой по дороге, которая буквально огибает эти горы. Изначально вам нужно будет добраться до Адлера и выехать на трассу федерального значения А147, двигаться по которой вам придётся вплоть до . Достигнув этого населенного пункта, сверните в северо-восточном направлении на дорогу, ведущую через Майкоп на Лабинск. Этот участок пути, на мой взгляд, является одним из самых опасных из-за того, что он богат крутыми и резкими поворотами. Так что старайтесь следить за собой и двигайтесь аккуратно, вам потребуется ехать максимально внимательно


Как только вы достигнете Лабинска - сверните вправо. На развилке будут указатели, вам нужно будет ехать в сторону Домбая. Двигайтесь вдоль этой дороги вплоть до населенного пункта Зеленечукская. В этот городок вы даже въедете, потому что трасса проходит через его центр. На улице Леонова (прямо перед постом ГИБДД) вам нужно будет свернуть в восточном направлении на трассу Р256, по которой вам и надо двигаться вплоть до самого Архыза. С пути не собьетесь, потому что на этом участке дороги, по сути, практически нет поворотов. Путь действительно неблизкий. Вам придётся преодолеть 370 километров. Из одного города в другой можно добраться приблизительно за 5-6 часов. Не забывайте про пробки и заторы, которые могут настигнуть вас в . Так что с территории Черноморского побережья лучше выбраться до наступления обеда, чтобы не попасть в час-пик. Трасса, в принципе, неплохая. Асфальт новенький, хорошо отремонтированный, равно как и ограждающие конструкции. Разметка в отличном состоянии. Зимой дороги постоянно очищают от снега, так что передвигаться по описанному мною маршруту можно круглый год.

На поезде

Как таковых прямых рейсов между Красной Поляной и Архызом нет. Зато вы можете добраться на поезде сначала до Минеральных Вод, а уже оттуда рейсовым автобусом попасть в нужный город. Загвоздка заключается в том, что для начала вам нужно будет попасть на железнодорожный вокзал Адлера, так как из самой Красной Поляны до Минеральных Вод поездов нет. Сделать это возможно на электричке.

Составов по данному маршруту ежедневно передвигается немало, советую вам выбирать «Ласточку», потому что в данном случае вы доберетесь достаточно быстро и с комфортом. Из Адлера, не покидая вокзала, вам нужно будет пересесть на поезд до Минеральных Вод, который отправляется в десять часов вечера и прибывает в девять часов утра следующего дня.


Уже от Минеральных вод (прямо с железнодорожного вокзала) вы сможете доехать до Архыза на рейсовом автобусе, который начинает курсировать уже в семь утра, а заканчивает в восемь часов вечера. Транспорт прибывает к остановке приблизительно каждые минут 30-40. В пути автобус находится около четырех часов.

Покупка билетов

Приобрести билеты и на электричку до Адлера, и на поезд до Минеральных Вод вы сможете на официальном сайте РЖД или в кассе железнодорожного вокзала, который располагается по адресу: Эсто-Садок, 354392. Как только вы попадете на железнодорожный вокзал Минеральных Вод, вы увидите автобусные кассы, которые будут располагаться в стенах того же здания (если не найдете, то их местоположение можно уточнить у сотрудников вокзала). Там вы сможете оплатить билет на автобус до Архыза.

Стоимость билетов

Красная Поляна - : сидячие места - 210 рублей.

Минеральные Воды:

  • плацкарт - 2000 рублей;
  • купе - 3700 рублей;
  • люкс - 5800 рублей.

Минеральные Воды - Архыз: 700 рублей (автобус).

Автобусное сообщение

К сожалению, между городами автобусное сообщение отсутствует.


Всем доброго времени суток! Давно руки тянулись описать этот наш поход и, вот, наконец-то дотянулись. Итак, поход обещал быть трудным с самого начала. Когда я понял, что из 12 заявившихся участников лишь 4 пойдут по маршруту, то сразу подумал, что неспроста это. Такое бывает - люди чувствуют, что будет что-то трудное или неприятное и тут же находиится причина исчезнуть из события. Это нормально, сложностей я не боялся. Тогда меня больше беспокоил бронхит - в поход я уходил на антибиотике, надеясь на удачу и на хорошую аптечку , которую собрал с собой.

Итак, нитка маршрута: пос. Архыз, дол. р. Архыз, пер. Пхия, дол. р. Пхия, пос. Пхия, дол. р. Большая Лаба, пос. Дамхурц (кордон Карапырь), дол. р. Дамхурц, дол. реки Большая Аджара, пер. Квата, дол. реки Верхняя Цахвоа, оз. Инпси (Дамхорс), дол. неизвестной реки, впадающей в оз. Инпси с запада, пер. Цындышхо, дол. реки Верхняя Мзымта, оз. Кардывач, дол. р. Мзымта, пос. Красная Поляна.

По всем прогнозам весь поход нас ожидали дожди. Тогда мы ещё не знали, что погода сделает наш поход незабываемым:-) Мы ехали на маршрутке за 500 рублей к Архызу, а за окном шёл наш первый дождь, но к Архызу дождь закончился и стало прорезаться Солнце. За пос. Архыз по правой стороне дороги, примерно 2 км не доезжая до пос. Романтик центр МЧС. Там нужно обязательно зарегистрироваться и получить номер группы с датой выхода на связь из Красной поляны. Где-то в Архызе так же нужно зарегистрироваться у пограничников, чего мы не знали и не сделали. Позже нам это вышло потерей времени. Поверьте, уж лучше всё сделать сразу. Особенно с учётом того, что в пропусках чаще всего бывают ошибки и лучше о них узнать сразу, чем пройдя половину маршрута быть развёрнутими доблесными стражами границы!


И, вот, мы радостные от предстоящего путешествия выходим. По дороге до места ночёвки нам около 7,5 км. На этом участке пути асфальтовая трасса (километров 6) до моста, где наша дорога уходит на север, в долину р. Архыз. А от туда по хорошей грунтовке ещё примерно 1,5-2 км до нескольких полян перед подъёмом к пер. Пхия. Здесь, перед началом подъёма мы и разбили наш лагерь. Пока наш путь осложняется лишь очень тяжёлыми рюкзаками, да ботинками с непривычки натирающими ноги (пройдя пару км по трассе мы уже клеили пластыри). Была чудесная звёздная спокойная ночь, мы сделали свой первый борщ:-)
Альтернативный вариант ночёвки
Тогда мы ещё не знали, каким сложным окажется для нас следующий день, а знали бы - точно прошли бы дальше по дороге и постарались бы заночевать уже за перевалом - на спуске к р. Пхия. Это хоть и трудно, но вполне возможно. От Романтика до начала подъёма на пер. Пхия - 8 км. От туда до долины р. Пхия ещё 5 км. Весь этот путь проходится достаточно легко, подъём там не тяжёлый, а дорога прорезана теперь аж за перевал, и она в хорошем состоянии. Зато эти минус 5 км от следующего дня будут очень полезны, когда начнётся дорога уже более сложная - до Пхии.

Ночью приходили шакалы - двое, видимо разведка. Подошли к лагерю осторожно, поперекликивались, а когда Кирилл посветил фонариком - убежали дальше. Рядом стояли 11 замляков из с. Донское, с которыми мы пересеклись на следующий день по пути в Пхию, наверное ушли искать чем перекусить у них. Утром встали в 6 часов, но вышли только в 8:20. Сейчас прорезали новую дорогу, которая обходит сам перевал с севера и сверху (с дороги хорошо выдны памятники на перевале внизу). За перевалом дорога поворачивает влево и затем раздваивается - одна её часть уходит на пригорок, вторая спускается вниз перед пригорком в лес. На спуске дорога разбивается на множество троп, которые чем ниже тем больше мельчают и выходят на поляну с мочаками. Поэтому лучше сразу, в лесу уходить левее - к реке. На поляне тропинки теряются в ручьях и болотцах, затем снова находятся, уходя вверх на склон справа. Мы вовремя поняли, что это тропка не туда. Скорее всего она уходит на пастбища вверху. И, хотя так пройти тоже можно (по хребту), однако дорога идёт вдоль р. Пхия, а значит нам туда. Спуск со склона дался нам не легко - тут Люда впервые отдала одну из своих палок Сане. Да, то обстоятельство, что лишь у двоих из нас были треккинговые палки, сильно затруднило наш путь. Только пока мы этого ещё не знали


Внизу мы всёже нашли нужную тропинку. Она появлялась буквально из ниоткуда, вдруг, сразу хорошо натоптанной возле высоких пихт. Тут мы потеряли около часу времени, но дальше с тропой проблем не было - она, как и обозначено на карте, идёт вдоль правого берега р. Пхия. Обычнаоя тропа в горах, заросшая борщевиком и пр. растительностью.
У нас не было этого участка карты, и мы думали, что весь путь от ночёвки до пос. Пхия займёт не более 6 км. На деле же нам предстояло пройти около 19-20 км. Поэтому, встретив на тропе двух пастухов, которые сказали нам, что до посёлка ещё далеко, мы не поверили имно, они были правы - в очень бодром темпе мы ещё долго шли вдоль реки, нашли сломанный мост, через который перебрались на левый берег Пхии, затем был долгий подъём вдоль реки, по дороге, выглядевшей заброшенной. Мы ещё пару часов надеялись, что пастухи ошиблись, что Пхия вот-вот покажется за поворотом, но дорога по прежнему выглядела заброшенной, и в добавок пошёл дождь. У нас были сомнения в том, правильно ли мы вообще движемся, пока на дороге не показался свежий след от мотоцикла. Примерно ещё через часа полтора, когда мы всёже сделали остановку на перекус прямо на обочине дороги, нас обогнали земляки которые ночевали рядом. Наше настроение улучшилось - стало понятно, что мы на верном пути, к тому же скоро начался серпантин, а он уже был на нашей карте.


Серпантин. Пока мы петляли туда-сюда по этому спуску, я потерял направление север-юг. В результате, когда мы спустились к реке, оказалось, что она (река) течёт не в ту сторону xD Какая подлость с её стороны! На самом деле мы вышли прямо к Большой лабе, а не к Пхие. Вышли, перешли через мост Лабу и ушли бы дальше, но её приток оказался слишком глубок и, к тому же мысль о направлении течения реки не давала покая, короче, было ясно, что что-то не так. Оставалось выяснить только, что. У реки рыбачили рыбаки - у них я и отправился уточнить дорогу. Суровый мужик выдал: "Туристы! Ходили тут в прошлом году... по навигатору - неделю не могли найти дорогу! Туристы... видел лесовоз пошёл? Они все идут через Пхию. Вам туда". В моём сознании мир перевернулся ровно на 180 градусов. Я решил уточнить подробнее дорогу и спросил, как найти нужный поворот:
- Чё не ясно - иди за лесовозом, метров через 800 - броды.
- А, как перебраться через Пхию? Там есть мостик?
- Забудь про мостик! Иди за лесовозом!
- И всё же, нам бы как-то найти мост. Не подскажете, где его найти?
- Забудь про мост! Иди за лесовозом! Там Пхия!
Хорошо сказать: "иди за лесовозом", - лесовоз-то Урал, но мы-то нет! И мы пошли. Действительно через 800 метров по дороге мы увидели развилку, обе части которой переходили бродами к посёлку. Воды там было примерно по пояс. "Забудь про мостик, иди за лесовозом"! - говорил рыбак. Тут же в реке в сапогах стояла девушка, она сказала, что мост где-то там, махнув рукой в даль. На самом деле мост был от неё в 10 метрах и вряд ли она его не видела. А тропка к мосту поворачивала прямо от развилки, зная о её существовании, найти тропу было просто. Но я попёрся искать брод или мост вдоль реки, туда, где подсказала девушка. В мокрой траве мембрана ботинок не выдержала. Понятно, что мост я не нашёл, а вернувшись к друзьям узнал, что мост был совсем рядом.


Матерился я долго и красиво! Вспомнились слова рыбака о прошлогодних туристах, стало понятно, почему они тут неделю блуждали... с такими-то подсказчиками! Уставшие, насквозь мокрые и злые мы вышли в посёлок. Первый, кто нам встретился был пограничник. От него мы узнали, что по пути миновали все пограничные кордоны. Нас проводили до погранчасти, где проверили документы и поинтересовались, где мы остановимся на ночь? Так мы познакомились с товарищем Четвёртым - оперуполномоченный этих мест. Сразу он проявил бдительность:
- Значит походы любите, Горы?
- Конечно! Как же их можно не любить-то?
- А куда потом?
- На море! Думаем в Абхазию поехать!
- В Абхазию? А чего ж вы такой крюк делаете? Вон же она - Абхазия - 12 км напрямую.
- А вы пропустите?!
- Конечно! Завтра туда и отправимся! Только, как вас назад пропустят - НЕЗНАЮ! Ха-ха-ха!


Максим (тов. Четвёртый) не только нашёл нам крышу для ночлега, но и накормил вкусным ужином в казарме. Потом мы ещё несколько часов сидели в его кабинете и беседовали о государственной безопасности. А ночь провели в сухом сельском клубе. Мы так благодарны были пограничникам! Ночь, правда, была не лёгкой для меня. Дело в том, что мы затопили печку в клубе и решили просушить вещи. В результате, чтобы всё не сгорело я перекладывал ботинки, кроссовки, сандали и носки, пытаясь их высушить аж до часу ночи. Результатом сушки были оплавившиеся кроссовки Сани, свернувшиеся стельки Люды, отслоившаяся подошва сандалей Кирилла и пошедшие волдырями мои босоножки. Но спали мы классно!

Утром встали около восьми, неторопясь собрали вещи и к 8:30 пошли на завтрак в казарму, куда нас радушно пригласили. А после завтрака мы вышли в путь. Нам предстояло пройти, как мы думали, около 20 км вдоль р. Большая Лаба, и мы очень торопились! На деле впереди было лишь 12 км по неплохой дороге. Часа за три мы проскочили 9 км, и тут нас ждала новая удача - мы поймали машину. Правда нас переподвезли почти до Закана, и пришлось возвращаться.


К счастью было не так далеко, и мы были очень довольны и погодой, и помощью... хотя, погода уже портилась. По лёгкому дождику мы добрались до кордона Карапырь и встали рядом - через дорогу в небольшом лесочке. И пока Кирилл с Саней готовили обед, мы с Людой пошли покупать билеты в заповедник. Билеты оформляются довольно долго - это нужно иметь ввиду. Тётка работает до 17:00, но по её рассказу, она оформляла давеча пропуск в 10 ночи. Позже мы сходили в Дамхурц за продуктами и пакетами - решили заворачивать все вещи в рюкзаках в пакеты, поскольку только так можно было сохранить их сухими. В местном магазине мы купили конфет и кваса, а в пионерском лагере нам подарили свежий батон - вечером мы устроили пир:-)


А пока мы дошли до развилки - нам к реке. Некоторые тут уходят прямо и попадают к границе с Абхазией - к живописным озёрам. Почти сразу за поворотом мост через Дамхурц - нам через него и налево по тропе, которая выходит на поляну со стоячими сухими пихтами, навесом, столом с лавками и даже туалетом. Здесь достаточно места для нескольких палаток, есть остатки целлофановой бани (главное - там выложена печка), несколько удобных заводей, где мохно искупаться и постираться. А вот дров мало, но при желании что-то можно найти.


Дальше по тропе, уходящей круто вверх и влево, начинается территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Т.е. всем, кто не хочет платить лишнее за билеты стоит учесть - билеты нужно покупать с учётом того, что до заповедника от кардона Карапырь - день пути. Так же нужно учесть возможность днёвки на этой стоянке, соответственно в Карапыре нужно хорошо подумать - с какого и по какое число покупать билеты.
Я искупался и пошёл дождь, впрочем, он нас не сильно напугал, ведь мы успели поставить палатки и уже ужинали под навесом нашим вторым борщём. К счастью диких зверей к нам ночью не пришло никого, и мы хорошо отдохнули перед тяжёлым днём.


Утром встали, позватракали и вышли в путь. Тропа прямо от стоянки уходит круто вверх. Вчера с дороги этот склон казался совершенно непроходимым, однако, подъём по тропе хоть и крутой, но не сложный. С тропы открывается красивый вид, но от нас всё было скрыто утренней дымкой. Зачем мы не одели мембрану? Мы посмотрели - солнечное утро, день обещает быть жарким, ну и решили - упаримся. Напрасно. Дорога вплоть до выхода к Ложному Квате петляет по перелескам. Солнца там не много, зато много высокой, мокрой травы и мочаков. Поэтому на этот участок пути лучше сразу одеть мембрану. И ботинки.


А вот, что радовало, так это появление маркировки на тропе! Вся тропа до Кваты и затем до Инпси маркирована. Это сильно облегчает путь. Мне рассказывали, что мочаков там много и, что места под лагерь из-за этого там больше не будет, однако, на самом деле места по маршруту вдоль Большой Аджары есть.


Первое - небольшое местечко емеется под огромной пихтой. Места там немного, однако кто-то жёг там костерок. Дальше тропа сквозь полянки и перелески выходит к Аджаре и некоторое время идёт вверх вдоль реки по правому её берегу. Здесь, недалеко от переправы (по упавшему большому дереву) есть очень уютное место. Если пойдём этим маршрутом снова, то обязательно встанем на этом месте, чтобы выйти на перевал уже от туда.


Подойдя к упавшему через Аджару дереву мы призадумались - не то что бы падение с этой высоты было смертельно, но падать в реку с тяжёлым рюкзаком тоже не хотелось. Первым шёл Саня. Он попёрся на бревно даже не задумываясь, видимо подгоняемый мыслью: "Все пройдут, а я чё - нет?!" - и резво перешёл. Все прочие зашли, поняли, что скользко и пошли с матюками к броду. Тут мы переобулись в сандали, я простегнул пакет к рюкзаку сзади. И мы с Людой, взявшись за руки, пошли по бурному течению. Осторожно, шаг... снова шаг... ещё... Идилию нарушил странный звук "хлюп" позади. Мы переглянулись, затем оглянулись. Надёжный пакет с моими ботинками, словно отважный баркас, плыл по волнам Большой Аджары! Зрелище завораживающее... ровно на секунду, затем:
Я кричу: Люююда!
Люда: Догоняй! сбрась рюкзак!
Ботинки: быстро уплывают в даль.
За секунду я преодолел брод, за вторую - сбросил рюкзак, ещё через пару - бежал, словно спринтер на олимпиаде за своим пакетом. И я его таки-настиг - пакет зацепился за корягу на порогах... жаль, что ботинки при этом из него вымыло... куда-то в даль. Я выругался и пошёл назад. У брода меня ждала Людушка вся в слезах. На удивление я не сильно расстроился - даже смешно стало, когда вспомнил, как скакал вослед пакету по реке ещё минуту назад казавшейся такой бурной и неприступной.
Всё, что осталось мне на память от ботинок - пара целлофановых ручек. Видать духи реки ржали, аж животики надорвали! Остался я без ботинок - в одних босоножках, а впереди нас ждали два заснеженных перевала (о том, что оба перевала в снегу нам рассказали погранцы). Ну, ничего не поделаешь, другой обуви у меня всё равно не было и пришлось идти дальше в чём было.


А дальше наш путь шёл по левому берегу Большой Аджары. Снова идём по лесу. Скоро заветное место с фоток из интернета, где из лесу выходишь на пер. Ложный Квата. Так и было - на очередной поляне прямо перед нами во всей своей красе раскинулся этот перевал, на который уходили некоторые туристы, а спуск с перевала очень сложный.


От сюда нам нужно было уходить влево, только не сразу - сначала в направлении к склону, а там перейти через ручей. На следующей поляне тропинка снова потерялась, и я достал карту, чтобы понять, куда дальше. Затем я достал фотоаппарат, чтобы запечатлеть это сложное место. А фотоаппарат возьми да и упади в воду. И всё - больше он не заработал... Через лесок мы обошли скалу слева и снова вышли на открытое пространство. Отсюда уже было достаточно хорошо видно поворот в долину Кваты, к сожалению дальше начинался снежник. А под снежником текли реки, и мы не решились идти по центру долины, а решили вылазить на склон справа.


Путь по склону был не прост, особенно с нашими рюкзаками. К счастью всё удалось, и мы обошли эту часть снежника. Дальше так же шли по склону. В конце долины снежник кончился и начался серпантин на сам перевал. Серпантин дался не просто, но вывел в мульду под перевалом, обозначенную на карте небольшим озерцом, которое присутствовало на месте. Выше уже совсем близко виднелся перевал (за камнями пока от наших взоров скрылся полуразрушенный блиндаж пограничников, которого так много на фотках в инете).


Поднявшись на перевал мы заточили перевальную шоколадку. А Люда нашла в турике перевальную записку группы из г. Владимир: "Группа туристов объединения "Владимирские Вездеходы" - г. Владимир в составе 15 человек, совершая некатегорийный пешеходный поход, поднялась на...со стороны ручья Б.Аджара 16 августа 2015 г. в 9 часов 34 минуты. Метеоусловия: облачно, дождь. Видимость: туман. Состояние группы: мокрое, после вируса. Движение начато в 9:40 в направлении оз. Дамхорс. Снята записка из г. Сочи, пос. Менделеево под руководством Горбуновой И.С. от 21.07.2015г.. Руководитель группы Кузнецова Ирина Александровна".


Подойдя к краю перевала мы с Кириллом глянули вниз и не увидели дна. Только снежник, почти сразу уходящий в неизвестность. Было ясно, что прямо мы не спустимся. Я пошёл высматривать дорогу налево, а Кирилл - направо. Слева возможностей спуститься тоже не оказалось, зато справа - вдоль скалы можно было осторожно спуститься вниз. Склон от конца скалы хоть и очень крутой, но поросший травой и по нему можно спуститься к большому камню с маркировкой, который я видел слева.


Дальше от этого камня вниз начинается тропа, петляя выходящая в долину реки Верхняя Цахвоа. Но тропу нам ещё нужно было найти! Мы остановились передохнуть, посмотреть карту и подумать, как идти дальше. Перед походом я нашёл в интернете часть нашего маршрута и нанёс его на карту. В результате мы практически всегда знали, куда нам идти дальше. В этом месте по карте тропа уходила на левый берег и по нему шла до самого озера. Но берега реки были закованы в обрывистый лёд, подмытый снизу, и место для брода было не так просто найти. Сверху я видел только одно такое место, но тропы дальше видно не было, и я сомневался. Напрасно. Тропа начинается за невысокой вытянутой скалой, идущей вдоль левого берега реки. Кстати, тут сходятся вместе две тропы. Одна - с перевала Квата, вторая - спускается по противоположному склону к этому месту. По карте за этой горой (2537,6 м) расположены 3 озера. Из самого большого из них берёт начало р. Цахвоа. Думаю туда иногда ходят туристы полюбоваться на красоты, поэтому и тропинка на склоне. Думаю без снега переправа затруднений не составит.


Непогода нагоняла нас давно - ещё перед подъёмом на Квату начали собираться тучи. Мы спешили, почти не делали привалов и даже не перекусили, чтобы скорее спуститься. Но, когда мы нашли тропу за скалой у реки, дождь всё-таки настиг нас...вместе с градом. Слава богу мы успели спуститься с трудного склона и путь наш до озера был довольно прост - тропа дальше не теряется.
К вечеру уставшие, голодные и до нитки промокшие мы добрались до озера Инпси. На берегу сооружена хорошая стоянка: навес со столом и лавками, скамейки возле кострища, даже подставка чтобы подвесить котелок или чайник над костром. Не успели мы сбросить свои рюкзаки, как из зарослей по тропинке к нам вышли пограничники. К счастью вопросов по исправлению в нашем пропуске у них не возникло. Глядя на наше состояние после спуска, один из пограничников выдал:
- Я даже не представляю, как вам сейчас холодно!
- Пока ещё мы разогретые дорогой, а вот теперь остановились и начали остывать - вот теперь нам будет холодно. Кстати, не поделитесь с нами сухим горючим? Нам бы костёр развести.
- Подходи к заставе, будет вам горючие. - Сказал второй пограничник.

Мы переоделись в "сухие" вещи из промокших рюкзаков и стало чуть теплее. Теперь мне нужно было что-то делать с ногами - целый день я шёл по холодной воде в сандалях и боялся заболеть. Чтобы как-то подсушить свою единственную обувь, я выжал носки, протёр полотенцем сандали, снова одел сухие носки и обмотал их туалетной бумагой. Бумага быстро впитала остатки влаги, а ноги начали согреваться. Жизнь снова налаживалась! Вскоре мы разожгли костёр (хватило одной таблетки) и грелись, сушили вещи и готовили ужин. Из опасения заболеть мы приготовили имбирный чай с мёдом - отлично согрелись. Спуск дался нам так тяжело, что спать легли практически сразу после ужина.

Альтернативный вариант ночёвки
Мы планировали пройти в тот день по маршруту дальше - подняться от озера по тропе и пройти немного по долине, чтобы путь к самому сложному нашему перевалу сделать чуть короче. Но спуск с Кваты совершенно нас вымотал. И это всё решило. Теперь понятно, что нужно было делать полуднёвку на Инпси - отдохнуть и со свежими силами идти дальше. Тем более, что место для стоянки там можно найти - одно из них после крутого подъёма от озера, на ручье в долине, второе - в долине перевала - это хорошо отгороженная стеной из камней стоянка, но до неё далеко. В принципе можно найти и другие места.

Встать решили в 5ть, ведь путь нам предстоял непростой. Однако ночью мой телефон коротнул, мы проспали, встали в 7 и вышли на 2 часа позже. "Ну, хоть выспались", - думал я, уплетая завтрак. А за спиной сушились вещи, вынутые из палатки. И, как только я сделал первый шаг к своему самонадувающемуся коврику, он радостно издал 4-5 громких "БУХ" - это лопнули перемычки внутри. В результате посреди коврика образовалась прекрасная подушка! Матюкнувшись, я торопился собрать вещи.


Сразу от озера дорога поднимается круто вверх по лесу, а затем выходит в долину реки - на склон, поросший папоротником. Отсюда уже хорошо видно знаменитую скалу Лопата. В интернете есть множество её фотографий, поскольку это отличный ориентир. Маркировки на этом участке пути нет, тут ориентируются по турикам. Тропа, конечно же местами теряется и приходится её искать. Приходилось в сложных местах ставить недостающие турики.


Сначала, довольно долго, шли по правому берегу реки в направлении Лопаты (некоторые эту скалу называют ещё Язык), а ближе к скале перебрались на левый берег. Вообще выход в долину Цындышхо проще, чем выход в долину Кваты. Возле Кваты всё сильно заросло и в мочаках, из-за этого путь не всегда очевиден. Цындышхо выше, растительность тут другая, нет лесов, закрывающих обзор.
Здесь, за Лопатой находится пер. Кардывач. Подняться на него можно слева или справа от Лопаты (из долины Цындышхо - тут подъём более пологий). За этим перевалом расположены два прекрасных озера... А наш путь лежал направо. Вся долина была в снегу. Идти по снегу мы не решились, шли по правому склону. По этой стороне и нужно продолжать двигаться дальше, но мы решили перейти по снежнику на противоположный склон долины. Там нам дорога казалась легче. Однако, выйдя на левый склон мы потеряли из виду сам перевал.


Дело в том, что у этого перевала есть особенность. Сам перевал - это проход в скале, напоминающий открытые ворота. Знай мы эту особенность, не потеряли бы драгоценные часы и силы. Мы видели эти ворота на подходе, но пройти туда можно было только по снежнику, к тому же за перевалом бушевала непогода - сверкали молнии, грохотал гром, и через проход выдувало облака. Короче, мы смотрели на стену перевала с левого склона и не хотели туда. А чуть впереди влево уходила довольно крутая сыпуха. Посовещавшись, глянув на карту и ничего там не поняв, балбесы начали свой подъём. Прямо на гребень слева от перевала.
Когда до вершины оставалось метров семь стало очевидно, что так мы не пройдём, а наш перевал - внизу. Хорошо хоть Люда с Саней не смогли заползти высоко. Мы с Кириллом спустились к ним, и тут уже нас накрыл град с дождём. Спускаться к перевалу было и так не просто, а по мокрому - ещё сложней. Несмотря на это Кирилл быстро спустился на стену перевала (над проходом), и пока мы спускались по сыпухе, а потом рубили ступени в снежнике (сандалями я в этот день нарубился ступени по самое небалуй), он делал прекрасные фотки с перевала в обе стороны.


Кстати, с Цындышхо прекрасно виден ледник позади Лопаты - это прекрасная примета, если видите ледник позади, значит на правильном пути. Выбравшись наконец-то на перевал, мы вынуждены были скорее его покинуть, поскольку на пятки нам наступал густой туман.
Почти сразу за перевалом мы повернули налево, идти приходилось по снежнику, склон был крутой, поэтому двигались крайне медленно. И тут Люда упала, слегка проскользив вниз. Затем встала и снова упала, проехав ещё немного. Я посмотрел на склон - достаточно крутой и чистый снег уходил далеко вниз, заканчиваясь мульдой. Я понял, что по такому склону намного проще съехать на попе, чем ползти, как улитки след в след. Со словами: "Да вротмненоги"! - я пал на попу и, пожелав остальным приятного пути, поехал вниз, зарубаясь палками. Ехать было одно удовольствие и вскоре, глядя на меня Люда с Саней уже скользили вниз следом за мной. А внизу нас уже ждал Кирилл. После такого сложного подъёма, мы были выбившимися из сил, уставшими и настроение было на нуле. Однако такой спуск сумел его поднять! Мы радовались тому, что сумели убежать от непогоды и думали, что остаток пути будет проще пройденного. Теперь у нас было несколько минут, чтобы выпить горячего сладкого чаю с имбирём. Каким прекрасным тогда показался нам этот чай! Второй раз он помогал нам в самые трудные минуты.


С первой мульды спускаемся влево... часть спуска снова проезжаем на попах, впрочем, увы не долго. Здесь снега меньше и во многих местах оголились камни. Дальше скользить по склону опасно. А внизу нас ожидала вторая заснеженная мульда. Куда идти дальше было непонятно. По карте наш путь уходит налево от мульды и иёт вдоль основания скалы, лишь за поворотом начиная спуск в долину к озеру.
Я оставил рюкзак с друзьями и поспешил вниз на поиск тропы. Обойдя мульду слева, я не только не увидел там тропы, но и не увидел возможностей спуститься по этой стороне. Пришлось идти направо, искать дорогу там. Тропы я так ни где и не нашёл и даже не увидел вдали, как не всматривался. Хотя по пути видел много следов в том числе свежих. Так стало понятно, что на этом участке пути все спускаются, как придётся. От сюда было хорошо видно оз. Кардывач в дали и весь спуск к нему был, как на ладони. Спуск весь зарос, но он был.


С края мульды открывался волшебный вид на Большой Кавказский хребет, прямо перед нами возвышался Лоюб - гора, за которой прекрасные озёра (Верхний и Средний Кардывачи), внизу изгибалась Верхняя Мзымта, а в нескольких километрах левее блестело на Солнце озеро Кардывач. Солнце освещало лишь верхушки хребта. Увы - день уступал свои права ночи. Скоро всё погрузится во мрак. Как же красив был этот уходящий такой не лёгкий для нас день! И так далеко ещё нам спускаться... Мы наметили свой путь в сторону ручья, ниспадающего с левой части мульды - примерно туда, где на карте шла тропа. Спуск тут затяжной и осложнён густым кустарником - по плохой погоде, эти заросли преодалевать труднее. А мы уже очень сильно устали. Практически Люда уже еле шла, но не смотря на это не ныла и не просила помощи, а упорно шла дальше. Тихо, но шла.
Здесь мы разделились - Кирилл с Саней могли идти быстрее и сильно нас обогнали. Мы с людой шли следом, всё ещё надеясь спуститься к Кырдывачу хотя бы к 10 ночи. Увы, тропа часто терялась... точнее её тут практически не было. Часть пути нам предстояло пройти прямо по ручью. Хотя, чем ниже мы спускались, тем более часто появлялась тропа, и тем более она была хоженой. Это прибавляло оптимизма. Тем временем внизу, на озере мы с Людой заметили свет фонарика. Присмотревшись я заметил даже проблески костра - словно кто-то разжегал его у воды. Мы посветили своим фонариком и увидели, как нам снизу ответили! Мысль, что внизу нас ждут люди сильно поддерживала. Сначала мы думали, что это Кирилл с Саней уже спустились вниз, но позже увидели их фонарики ниже по склону. А сигналили нам ребята-земляки, которые стояли на Кардываче и увидели на склоне наши фонарики. Как же это нам помогало морально тогда - знать, что ты не один, что впереди люди! Ребята нам очень помогали своими сигналами - огромное им человеческое спасибо за гостеприимство - они обогрели нас у костра, напоили чаем, накормили и, конечно же мы долго общались, сидя у костра ночью. Саня с Кириллом спустились в 12 ночи, а мы с людой - через полтора часа за ними. Иногда в пути мы перекрикивались и слышали голоса друзей позади (!) себя - это эхо предательски изменяло картину реальности. Хорошо, что мы не свернули - не куда было сворачивать:-)


На следующий день рано утром наши спасители ушли дальше по Мзымте. На стоянке сколочены и беседки с крышами, и хороший туалет типаэ эМ/Жо, и скамейки вокруг кострищ и даже места под палатки из досок есть, ну и дорожки из досок, соединяющие всё это! Мы сушили вещи на дорожках. На озере мы, наконец-то сделали днёвку - это был наш единственный за весь поход солнечный день без дождя, и тут мы прекрасно отдохнули:-) Я искупался в прекрасной, на удивление - тёплой воде озера, приготовил вкуснейший грибной суп с сыром и, конечно же мы сделали незабываемый салат! Салат особенно удался - Кирилл, например потом каждый день вспоминал его, и в Абхазии мы его повторили снова! В тот день я так объелся, что с трудом добрался до палатки и остаток дня проспал. Вечером, проснулся от чьих-то шагов - с Цындышхо спустилась ещё одна группа туристов (и снова из Ставрополя!). Видно было, что перевал дался им непросто - выглядели все измученными и даже злыми. У кого-то была повреждена нога. Мы приветствовали их, а вечером я пошёл познакомиться. Оказалось, что их 11 и на следующий день на Энгельмановых полянах, их будет ждать машина в которой 15 мест! Нам снова крупно повезло - по всем отзывам дорога вдоль Мзымты была самой унылой частью пути. Да и неприятной к тому же - из-за погоды. Мы договорились присоединться к группе земляков, чтобы вместе уехать к Красной поляне. По оценкам руководителя группы земляков путь до Энгельмановых полян должен был занять около 5 часов.


Ночью был дождик. Утром планировалось встать в 6, выйти в 8. Я проснулся раньше, чтобы приготовить завтрак, выглянул на улицу - пасмурно, всё вокруг в тучах, но дождя нет. Только я сделал шаг за полог палатки, как обрушился ливень. Собирались под навесом, на столе и лавках, вышли в 9:00 - всё ждали и надеялись, что дождь перестанет... ага, щаз! Лил весь день. Темп взяли бодрый - очень не хотелось отстать - могли и без нас уехать, а переть по грязи ещё сутки очень не хотелось. По карте до Энгельмановых полян у меня 3 ручья впадают по нашей (правой) стороне в Мзымту. Мы перешли 22. И, конечно же заросли мокрой травы с человеческий рост, погранзастава... наконец-то мы хоть как-то отблагодарили наших ангелов-хранителей погранцов - у них заканчивался газ, и мы отдали свой. Отдали шоколадки так и не седеннные в пути, печеньки... то, чем могли отблагодарить за помощь в пути. До Энгельмановых полян я уже дохрамывал на обе ноги, за то дальше мы уже ехали. Причём дорога такая, что не везде газ 66 проходил с первого разу. Все в кузове весело общались, делились впечатлениями от похода. И, проехав последнюю погранзаставу на мосту перед Красной Поляной мы оказались на месте! Простившись с собратьями-туристами двинулись к вокзалу, чтобы скорее попасть в Адлер, а от туда - в Абхазию к долгожданному Морю!

Длительность

12 дней

100 км

Сложность

Макс. размер группы

22 чел

Архыз - Красная Поляна

Очень красивый и непростой маршрут "Через горы к морю".
Потрогаем облака руками, насладимся видом ночного неба и горным рассветом. Вознаграждением за труды будет купание в море.
Начнем поход на территории Карачаево-Черкесии, пересечем Главный Кавказский хребет и закончим в Краснодарском крае.
Преодолеем четыре перевала (наивысшая точка 2800 метров).
Хвойные леса, бурные реки и водопады, горные озера, субальпийские и альпийские луга, скалы и снежники - всё это ждет нас маршруте.

Стоимость

План похода

Тот самый легендарный маршрут, с которого начинался ПИК в 2008 году!

Горная часть: Архыз, перевал Пхия, Биосферный заповедник, Главный Кавказский хребет, озеро Кардывач

День 1-й

Для тех, кто добирается на поезде, маршрут начинается на ж/д вокзале Невинномыска 14 августа в 05:50, в момент прибытия питерского поезда. Встречаемся, знакомимся с группой и инструкторами (высота над уровнем моря 350м). Садимся в трансфер и едем до Архыза примерно 3 часа. Те, кто добирается на самолете или другим способом, могут встретиться с группой сразу в Архызе. Здесь получаем пропуска, отмечаемся в МЧС и еще немного едем, пока не кончится дорога. Разминаемся после долгой поездки, идем до места ночевки (1450 м.). Ставим лагерь, решаем оргвопросы: распределяем модули с едой, общественное снаряжение, определяемся кто где живет, назначаем дежурных и т.п., продолжаем знакомство.

День 2-й

Начинается наш путь к морю. Первый ходовой день и сразу первый перевал. Сложный день: идти не близко, рюкзаки тяжелые - ничего еще не съедено и ноги гудят от непривычной нагрузки. Но окружающая красота с лихвой компенсирует неудобства! На ночь встаем у реки Ацгара.

День 3-й

По ущелью реки плавно поднимаемся к следующему перевалу. В лесу растут белые грибы, у самой тропы - лесная земляника. Наслаждаемся видом горного озера у истоков Ацгары. После перевала плавный затяжной спуск, ближе к вечеру приходим в деревню Пхия. В деревне нет в продаже хлеба, его пекут сами, еду завозят на вертолёте раз в две недели. Есть школа, классы с 1 по 4. В каждом классе учатся 1-2 ученика, а то и вовсе никого.

День 4-й

С утра идём на запад до пос. Дамхурц - здесь два действующий детских лагеря из Пятигорска, в столовой которых пекут вкусные булочки, а на кардоне Кавказского Биосферного Заповедника держат пасеку и выращивают овощи. Обедаем, после чего двигаем на юг вдоль реки Аджара в направлении одноименной горы. По дороге несколько постов пограничников, в том числе и застава.

День 5-й

Переходим через речку и попадаем на территорию Заповедника, местечко именуют "Мертвый лес" и есть за что. Это удивительное место, где растут толстенные сухие пихты. Поднимаемся за границу леса и встаем у подхода к перевалу. Если позволит погода, после обеда можно сходить посмотреть на ледник - от него веет древностью и мощью! Сегодня без костра - лес остался ниже, поэтому готовим на газу.

День 6-й

Переваливаем через перевал Квата (2350м) категории 1а. По прямой - меньше километра до Абхазии, она сразу за Главным Кавказским Хребтом. Мы же круто спускаемся к красивому озеру Инпси, хотя кто-то его называет Дамхорс или Цахвоа. По формату оно плоское и тёплое (относительно тех, что были ранее), а еще оно очень загадочное - периодически исчезает и появляется вновь!

День 7-й

В этот кульминационный день мы должны перевалить через Главный Кавказский хребет на перевале Цындышхо (2750м, кат.1а)! Это один из немногих перевалов хребта "внутри" страны. И сквозь заросли цветущего рододендрона спускаемся к озеру Кардывач.

Красная Поляна, Сочи, море, пляж

День 8-й

С утра мы выходим из Заповедника и сразу оказываемся на территории Сочинского национального парка. Сквозь заросли высокой травы по долине Мзымты спускаемся к нарзанам, на Энгельманову поляну. Здесь же очередной кардон с дикими кабанами.

День 9-й

Прощаемся с Дикой природой, выходим к подножию Красной поляны, дружно едем в район пос.Лазаревское (полтора часа на электричке), где будем и дальше жить в палатках на берегу моря (по желанию участники могут поселиться в частном секторе или другом месте) .

День 10-й

Отдых, загар, экскурсии, объедания фруктами. Посетим красивые водопады и ущелья, куда не водят экскурсии.
Тем, кому нужно сократить время отдыха, с этого дня уже можно отправляться домой.

День 11-й

Отдых, загар, экскурсии, объедания фруктами

День 12-й

Сегодня завершается организованная часть похода. Вы можете остаться на море и насладитья отдыхом, или отправиться домой на поезде или самолете. До новых встреч!

Возможно изменение графика движения и нитки маршрута в случае непогоды или другой необходимости.
Также мы водим на Кавказ и другие , и не только.

В рюкзаке

Очень важно подобрать соответствующее снаряжение для каждого похода. Правильно подобранное оборудование - залог вашего хорошего настроения и комфорта на маршруте. В длинном походе личное снаряжение должно весить не больше 9-13 кг и занимать около 50 % объёма рюкзака. Не забывайте, что вам ещё нести часть общественного снаряжения и модули с едой.
Стандартный вес общественных модулей в длинном походе для мужчин - 9 кг, для женщин - 6-7 кг.

Снаряжение

Рюкзак экспедиционный для похода выходного дня (70 л – мужчины, 50 л – женщины)

Назначение:

В экспедиционном рюкзаке вы будете носить все личное и часть группового снаряжения на протяжении похода выходного дня. Объём: Идеальный объем - 70 литров для мужчин, 50 литров для женщин. Все ваши вещи должны умещаться внутри рюкзака. Навешивая что-либо снаружи, вы рискуете это потерять или порвать о кусты.

Важные характеристики:

Вместительность, наличие непромокаемой накидки, легкий вес.

Накидка на рюкзак

Назначение:

Накидка на рюкзак применяется для защиты рюкзака от дождя и снега. У вас на рюкзаке написано, что он не промокает? Не верьте. Накидка нужна обязательно. Если в ночь перед походом вы обнаружили, что накидки нет, можно попробовать обойтись большими полиэтиленовыми пакетами (120 литров), но будьте готовы что они будут рваться.

Важные характеристики:

Непромокаемость, прочность, отсутствие дыр, легкий вес. Пенка (туристический коврик, коврик пенополиуретановый, каремат)

Назначение:

Пенка подкладывается под спальный мешок и служит прокладкой между дном палатки и вашим спальным мешком. Коврик, к тому же, смягчает неровности под дном палатки. Оптимальный вариант - традиционный ижевский коврик. Ижевские коврики недорогие, но надежные. Они прослужат долгие годы и пригодятся не только в походах, но и на пляже, в спортзале и на пикниках. Бывают разной толщины (8-12-16 мм). Для обычных походов достаточно минимального. Для Эльбруса и зимы - потолще. Самонадувающиеся коврики требую слишком бережного обращения. Не стоит покупать в гипермаркетах быстро рвущиеся пенки. Можно брать чехол для пенки. На сегодняшний день на рынке есть три основных типа пенок приличного качества: двух-трехслойные ижевские коврики (самые недорогие, отличного качества, легкий вес), XLPE пенки (по фактуре похожи на коробки из-под куриных яиц: малый вес, рифленые, рассчитаны на очень низкие температуры, не дешевые), самонадувающиеся коврики (если выбрали самонадувающийся коврик, не берите самый дешевый, велик шанс, что он вас подведет. Дорогие варианты - очень комфортны для применения и почти не уступают в весе). Коврики с фольгированной поверхностью очень легки, но быстро рвутся, не дают необходимого комфорта. Надувные коврики - попросту матрасы: очень тяжелые, не подходят для отрицательных температур, могут проколоться. Однослойные тонкие пенки купленные в сетевых гипермаркетах (Лента, Окей, Декатлон, Спортмастер) как правило не пригодны для длительного использованию.

Важные характеристики:

Теплоизоляция, смягчение неровностей поверхности, легкий вес.

Спальник весенне-осенний (температура комфорта -5* С)

Назначение:

Спальный мешок применяется в качестве одеяла в походе. Такой спальник весит около полутора килограммов. Производитель и тип спальника (одеяло или мумия) принципиально не важны. Не стоит покупать спальники в гипермаркетах.

Важные характеристики:

Легкий вес, прочность, необходимая температура комфорта. Температура комфорта: -5*С Нижнее бельё

Назначение:

Желательно хлопок. 3 комплекта на маршрут вполне достаточно. Можно будет стирать по пути.

Важные характеристики:

Лёгкий вес. Штаны верхние ходовые (не продуваемые и непромокаемые)

Назначение:

Защищают от ветра и влаги.

Важные характеристики:

Лёгкий вес. Штаны теплые для вечера (флисовые или полартек)

Назначение:

Для использования прохладным или холодным вечером. Хороший вариант – штаны из флиса или материала Polartec, но подойдут и плотные спортивные штаны.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, теплота. Шорты

Назначение:

Для передвижения в жаркую погоду, Достаточно одних шорт.

Важные характеристики:

Лёгкий вес. Носки или термоноски

Назначение:

Достаточно трёх пар носков. Хороший вариант термоноски соответствующей температуры. Для лета носки отводящие влагу. Технологии: coolmax, серебряная нить.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, отвод влаги от ноги.

Футболка

Назначение:

Обыкновенная футболка, лучше спортивная (синтетика). Не берите больше двух штук. Лучше взять ещё одну рубашку с длинным рукавом и термофутболку.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Рубашка с длинным рукавом

Назначение:

Следует одевать в жаркую погоду, чтобы не обгорели руки и плечи. На обгоревших плечах нести увесистый рюкзак не очень приятно.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, длинные рукава. Теплая флисовая кофта с горловиной (плотный шерстяной свитер)

Назначение:

Второй слой одежды после термобелья для холодной погоды. Варианты: теплый шерстяной свитер, флисовый джемпер из материала Polartec или подобного.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, максимальная теплота, отвод влаги.

Куртка непродуваемая и непромокаемая (штормовка/горнолыжная)

Назначение:

Третий слой одежды после термобелья и свитера. Используется для защиты от ветра и дождя. Варианты: Штормовка, горнолыжная куртка, куртки «Wind Stopper».

Важные характеристики:

Лёгкий вес, непромокаемость, непродуваемость. Шапочка лёгкая

Назначение:

Нужна для сна или посиделок у костра прохладной ночью.

Важные характеристики:

Лёгкий вес. Головной убор (панамка, бандана, кепка, шляпа)

Назначение:

Нужна для защиты от солнца и предотвращения солнечного удара.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, светлая расцветка, защита от у/ф. Накидка от дождя с капюшоном

Назначение:

Защищает вас от дождя. Бывает четырёх видов: костюм (куртка + штаны), плащ (на себя), пончо (на себя и на рюкзак), полиэтиленовая «одноразовая» накидка. Не рекомендуются полиэтиленовые накидки от дождя, они очень быстро рвутся о кусты и при носке рюкзака.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, абсолютная непромокаемость, непродуваемость. Паспорт

Назначение:

Документ, удостоверяющий личность. Важно, чтобы паспорт не был просрочен и номер паспорта совпадал с тем, на который были куплены билеты на поезд/самолет или оформлены документы в погранзону. Все документы должны быть в герметичной упаковке.

Важные характеристики:

Должен быть не забытым, не просроченным, номер паспорта должен совпадать с номером документа в билете/пропуске в погранзону. Треккинговые ботинки

Назначение:

Удобные ботинки для ходьбы на маршруте. Любые ботинки должны быть разношены и не должны натирать ногу.

Важные характеристики:

Удобство, рифлёная подошва, соответствие погоде, разношенность. Сменные треккинговые ботинки

Назначение:

Нужны для вечера, чтобы ноги отдохнули от ходовых ботинок и на случай промокания основных ботинок. Варианты: кроссовки, кеды, сандалии, треккинговые ботинки. Любые ботинки должны быть разношены и не должны натирать ногу.

Важные характеристики:

Удобство, соответствие погоде, разношенность. Деньги

Назначение:

Для покупки сувениров и для дополнительных трат на маршруте. Все документы должны быть в герметичной упаковке.

Важные характеристики:

Количество:) Подпопник (пендаль, хоба, пенозад, сидушка туристическая)

Назначение:

Помогает изолировать «пятую точку» от холодной земли или камня. Можно изготовить самостоятельно из куска толстой пенки и широкой резинки.

Важные характеристики:

Теплоизоляция, лёгкий вес. Фонарик налобный светодиодный

Назначение:

Для освещения в темное время суток. Варианты: фонарик налобный, фонарик ручной. Предпочтительнее налобный фонарик так как не занимает руки. Для восхождения на Эльбрус налобный фонарь – обязательно. Обязательно: сменный комплект батареек.

Важные характеристики:

Удобство крепления к голове, яркость, сменные батарейки. Набор посуды (КЛМН)

Назначение:

Кружка, ложка, миска, нож. Лёгкие, прочные, вместительные. В походах НЕ нужны керамические кружки, чугунные тарелки, плоские блюдца, одноразовая посуда, вилки. Всё это можно сложить в мешочек ("жорик") для удобства.

Важные характеристики:

Минимальный вес, прочность, вместительность. Туалетная бумага

Назначение:

Казалось бы, что может быть проще туалетной бумаги! Некоторые решат вообще не брать её с собой, другие же возьмут 5 рулонов, невольно переписывая себя на звание "великого засранца". Так или иначе при решении брать или нет нужно учесть, что туалетная бумага может быть применена не только по прямому назначению. Ею можно: мыть посуду, сморкаться как в носовой платок, обматываться изображая мумию. Не менее одного рулона. Хранить ТБ нужно непромокаемом мешке - намокнув она высохнет только если её полностью размотать. Индивидуальная аптечка

Назначение:

В этой аптечке должны быть специфические и "любимые" лекарства от индивидуальных хронических заболеваний и дополнительно лейкопластыри и бинты. Также можно взять эластичный бинт и маникюрные ножницы/кусачки. Основная аптека, которая обязательно будет в групповом снаряжении, содержит все необходимое для стандартного набора заболеваний.

Важные характеристики:

Минимальный вес и объем. Солнцезащитный крем и гигиеническая помада

Назначение:

Защищают от ультрафиолета, ожогов, обветривания губ.

Важные характеристики:

Чем выше в горах вы находитесь, тем выше должна быть степень защиты от солнца, на восхождениях не ниже 50 Предметы личной гигиены

Назначение:

Зубная щетка и паста, шампунь, крем от солнца, гигиеническая помада, влажные салфетки. Гигиена – это важно, а от косметики нужно смело отказаться.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Полиэтиленовые или другие непромокаемые мешки

Назначение:

Полиэтиленовые мешки и мешочки применяются для герметизации документов и билетов и фасовки вещей в рюкзаке. Большие мешки (120 литров) могут использоваться в качестве накидки на рюкзак.

Важные характеристики:

Герметичность, прочность, максимально легкий вес.

Одежда для сна

Назначение:

Одежда, к которой вы будете спать. Эти вещи во время ходьбы неприкасаемые. Они должны быть упакованы в непромокаемые мешки и нужны для того, чтобы тело отдохнуло от ходовой одежды и чтобы вы чувствовали себя комфортно в недостаточно теплом спальнике. Хороший вариант – термобельё и шапочка.

Важные характеристики:

Подходящая температура комфорта, относительная чистота на протяжении маршрута, лёгкий вес.

Плавательный костюм (купальник, плавки)

Назначение:

Не обязательно. Купаться можно и в нижнем белье.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Термоноски теплые

Назначение:

Важные характеристики:

Лёгкий вес, влагоотводящие свойства, максимальная температура комфорта.

Шерстяные носки

Назначение:

Применяются как холодной ночью, так и на маршруте для предотвращения мозолей. Достаточно одной пары.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Фонарики (гамаши, бахилы)

Назначение:

Предотвращают попадание снега, дождя и мелких камушков в ботинок. Можно смастерить самостоятельно. Рекомендуется тем, у кого не очень высокие ботинки.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Перчатки рабочие

Назначение:

Для работы у костра и собирания дров. Подойдут обыкновенные перчатки для работы в саду.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Шлёпки (сандалии)

Назначение:

Нужны для езды в поезде, купания, отдыха ног на днёвках и по вечерам. Варианты: шлёпки, сандалии.

Важные характеристики:

Удобство, непромокаемость

Страховка

Назначение:

Страхование жизни от несчастного случая. Все документы должны быть в герметичной упаковке.

Важные характеристики:

Должна быть не забыта.

Термос (0,5л.-1л.)

Назначение:

Используется для восхождений на Эльбрус и в зимних походах для хранения горячего чая.

Важные характеристики:

Максимальная длительность сохранения тепла, лёгкий вес.

Часы наручные

Назначение:

Для синхронизации действий на маршруте. Не обязательно для всех участников. Не стоит брать тяжелые или хрупкие часы.

Важные характеристики:

Максимально лёгкий вес, водонепроницаемость, ударостойкость.

Фотоаппарат

Назначение:

Для съемок видов. Не нужно для всех участников. Не забыть сменные аккумуляторы или батарейки. В условиях холода аккумуляторы садятся в разы быстрее. Подзаряжать технику в походе будет негде. Поэтому либо экономьте аккумуляторы, либо берите запасные. Фотоштативами пользоваться будет некогда, поэтому брать их не надо.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, наличие сменных аккумуляторов или батареек.

Пластиковая бутылка

Назначение:

Используется для переноски воды на маршруте. Варианты: бутылка, лёгкая фляжка.

Важные характеристики:

Минимальный вес.

Лёгкое полотенце

Назначение:

Можно обойтись футболкой. Хороший вариант – легкое полотенце из микрофибры.

Важные характеристики:

Максимально лёгкий вес, высокая влагопоглощаемость.

Спички

Назначение : Для разжигания костра или горелок. Должны быть в герметичной упаковке.

Важные характеристики:

Герметичная упаковка, лёгкий вес.

Нитки и иголка

Назначение : Для ремонта рюкзака и одежды. Достаточно одной катушки

Важные характеристики:

Максимально лёгкий вес, прочность.

Телефон

Назначение:

На некоторых участках маршрута будет телефонная связь. В герметичном мешке.

Важные характеристики:

Максимально лёгкий вес.

Палатка

Если у вас есть своя палатка, вы можете взять её. Всем, у кого палатки нет, Турклуб предоставит бесплатно место в 4-х местной палатке. Если у вас своя палатка, по вашему желанию мы можем подселить кого то в вашу палатку или вы можете жить там один.

Важные характеристики:

водонепроницаемость тента минимум 4000 мм столба воды, водонепроницаемость дна минимум 6000 мм столба воды. Желательно алюминиевые дуги, а не фибергласс.

По существу это известный туристский маршрут 295. Участок пути от Архыза до фермы, расположенный вбли­зи слияния Дукки и Речепсты, не требует подробного описания. Сюда ведет хорошая дорога. За фермой она разветвляется, левая уходит в долину Дукки, прямо на подъем - в долину Речепсты и далее к перевалу Пхия. В четырех километрах от фермы, вблизи пастушьей хижины, что на противоположном берегу, можно перейти Речепсту по кладке. Дальше дороги нет. К перевалу ве­дет тропа.

От Архыза до этой переправы - 20 километров. Отсюда два часа ходьбы до перевала Пхия. Он не имеет характерной для перевалов седловины и представляет собой большой альпийский луг, раскинувшийся на стыке отрогов двух хребтов Абишира-Ахуба и Аркасара. Справа, вблизи одинокой пихты, стоит обелиск Славы защитникам перевалов Западного Кавказа в годы Отечественной войны. Летом здесь часто бывают туристы и у обелиска почти никогда не вянут цветы - символ вечной памяти героям, отдавшим жизнь за свободу Родины.

На ночевку можно остановиться за перевалом у первой речки.

Следующий день уйдет на спуск до поселка Пхия, расположенного в долине реки Большая Лаба (3-4 часа), и выход к реке Дамхурц, где можно остановиться на ночевку.

Третий день будет затрачен на переход до долины Закан. Здесь приют для ночевок туристов 295 и 822 плановых маршрутов. Расстояние от Дамхурца до приюта «Закан» 7 километров.

На четвертый день следует взойти на перевал Умпырь, по которому проходит граница между Ставропольским и Краснодарским краями. От перевала начинается территория Кавказского заповедника. Тропа приводит в долину реки Малая Лаба. В урочище Умпырь расположен приют для туристов 295 и 319 маршрутов. Здесь ночевка. От Закана до урочища Умпырь переход занимает 9-10 часов,

На пятый день похода нужно наметить переход через перевал Алоус и спуск к месту ночевки в долине Уруштен. Переход занимает 10-11 часов. На шестой день - переход по долине Уруштен до приюта «Лагерь холодный» (12 км) и далее через перевал Псеашхо до поселка Рудничного, расположенного в 7 километрах от Красной Поляны.

В последний день похода переход самый большой по расстоянию - километров 30. От поселка Рудничного до Красной Поляны лучше доехать на попутной автомашине.

Время на прохождение 295 маршрута можно сократить на один день, если участки пути - Архыз-устье Дукки и Речепсты, поселок Пхия - река Закан, поселок Рудничный-Красная Поляна - проехать на попутном транспорте.

Архыз - Красная Поляна

Спортивный горный поход 1 к.с.

Даты заездов 2019: 04-14.08, 18-28.08, 01-11.09, 15-25.09

Вид туризма: Для начинающих и опытных горовосходителей

Место: Западный Кавказ

Продолжительность, дней: 11

Протяженность пешей части, км: 100

Численность группы: 6-12 человек

Руководитель: инструктор-проводник

Программа тура

1 день

2 день

Завтрак. Отъезд в посёлок Архыз. Трансфер Архыз – Речепста. Практика по устройству биваков в горах. Ужин. Ночевка в палатках. Первый костёр. Знакомство с соседями по палатке.

3 день

Ранний подъем. Умывание в горной реке. Отработка команды "под рюкзак". Подход под пер. Речепста-Пхия. 9 км.

4 день

Перевал Речепста-Пхия. Траверс Загеданского хребта. Коллекция озер. Ночь у самых звезд! 9 км.

5 день

Ранний подъем. День начинается с подъема на перевал Загедан (2765 м.) 1Б. Спуск по долине реки Загеданка до поселка Дамхурц. Формальности с заповедником и пограничниками. Вечер весёлых рассказов! 15 км.

6 день

Долина реки Дамхурц (16 км). Подход под перевал Квата. Изредка попадаются медведи и пограничники. Вечер страшных рассказов.

7 день

Ранний подъем. Напряженный день. Перевал Квата (2350 м) н/к, озеро Дамхор (10 км). Костер на берегу. Лунная дорожка!

8 день

Берем последний перевал Цындышко (2745 м) 1А. Восхищаемся панорамой Главного Кавказского хребта (не забудьте взять с собой имеющуюся у Вас фото- и видеотехнику). Спускаемся к знаменитому озеру Кардывач (10 км). Ночевка.

9 день

Долина реки Мзымта. Энгельмановы поляны. Напряжённая спортивная работа. Восхищаемся собой и окружающим миром. Последняя ночевка в палатках. (15 км).

10 день

Посёлок Красная поляна. Любимое место президента (25 км). Размещаемся в гостинице "Беларусь". Бассейн! Праздничный ужин. Жареная форель!! Каштановый мед!!!

11 день

Город Адлер. Море. Обещания. Планы на будущие походы. Адреса. Крупные слезы. Крепкие мужские рукопожатия. До новых встреч!

Стоимость тура на 1 человека в рублях: 26 500 рублей

Все вопросы и бронирование lena@сайт

Входит в стоимость путевки: проживание в гостинице «ЕвроОтель» г. Ставрополь и в комплексе отдыха «Беларусь» Красная Поляна, в номере с удобствами, трёхразовое питание на маршруте; прокат группового снаряжения; трансфер: Ставрополь–Архыз–долина реки Речепста, пребывание в заповеднике и пограничной зоне; сауна; услуги гида; страховка от несчастного случая.


Дополнительные услуги: трансфер: аэропорт (ж/д. вокзал) – гостиница; внутримаршрутные переезды; подъем на канатно-кресельных и маятниковых дорогах, прокат личного снаряжения; носильщик, охрана, повар, видеосъемка; прочее, на ваше усмотрение, по предварительной договоренности.


Обязательное личное снаряжение и одежда для тура в горы!

Рюкзак 80-100 литров; спальный мешок (комфорт +5); накидка от дождя для себя и для рюкзака; пенополиуретановый или самонадувающийся коврик; туристская «сидушка»; трекинговые палки; солнцезащитные очки, не пропускающие ультрафиолетовое излучение; защитный крем (фактор защиты не менее 30); фонарь налобный (батарейки запасные); кружка, миска (рекомендуем из тонкой нержавеющей стали), ложка, нож; пластиковая бутылка 0,5 литра для питьевой воды; индивидуальная аптечка. Форма одежды спортивная. Куртка теплая; ветрозащитные куртка и брюки; перчатки; теплая шапочка; головной убор для защиты от солнца; трекинговые ботинки; кроссовки; бахилы туристские (гамаши, «фонарики»).

Общественное снаряжение: палатки, основные веревки, средства связи, газовые баллоны, горелки, мед.аптечка, посуда для приготовления пищи, и т.д. предоставляет принимающая сторона.

Как добраться к началу маршрута

Начало тура в гостинице «ЕвроОтель» (расположена в центре города) – г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова, 1.

Самолётом – через аэропорты Ставрополь и Минеральные Воды.

По железной дороге – до станций Ставрополь или Невинномысск.

Рейсовым автобусом Москва – Ставрополь, отправка осуществляется ежедневно в 17:00, 19:00 и 21:00 от станции метро «Красногвардейская». Время в пути около 22 часов.

Сведения о месте отдыха:

Ставрополь – в переводе с греческого означает "город креста". Одна из легенд гласит, что при строительстве крепости здесь был найден огромный каменный крест, что и определило название города. С историей города связаны имена выдающихся людей, таких как Суворов, Пушкин, Лермонтов. Экскурсия по Ставрополю оставит у Вас самые приятные впечатления.

Архыз это один из живописнейших уголков Западного Кавказа – край нетронутой природы с её буйством красок и неукротимой фантазией. Название это происходит от карачаевских слов «ариу кыз» - красивая девушка. Архыз – гигантская чаша, наполненная целебным горным воздухом, кристально чистой водой и теплым солнцем. Склоны гор, поросшие вековым лесом, образуют ее стены, а сверкающие ледники и снега обрамляют края. Добрую славу и немалую популярность снискал Архыз у любителей испить эту чашу здоровья и долголетия. На дне чаши притаилась маленькая жемчужина – поселок Архыз. Заснеженные вершины, чарующее разноцветье альпийских лугов, шум водопадов, необыкновенная голубизна ледников и синь озёр навсегда останутся в Ваших воспоминаниях.

Красная поляна - поселок пчеловодов, лесников и егерей, активно развивающийся горный курорт, расположенный в 50 километрах от г. Сочи на склонах главного Кавказского хребта на высоте 600 метров над уровнем моря. Уникальная комбинация гор, ледников, рек и озёр, спускающихся к Чёрному морю с его мягким климатом, придаёт необыкновенную красоту здешнему ландшафту. В этих местах масса интереснейших исторических и современных объектов. Охотничий домик императора Николая II. Пирамида, изготовленная из дерева без единого гвоздя, которая в 29 раз меньше знаменитой пирамиды Хеопса - её точная копия. Здесь исследуют влияние пирамиды на воду, продукты питания, человека и животных. Здесь можно полетать на параплане, сплавиться по горной реке на рафте, поучаствовать в джиппинге, собственноручно поймать форель, которую для Вас тут же поджарят на углях в ресторанчике, отведать необыкновенный каштановый мед.