+7 495 204 35 72 Россия

+62 82146 55555 3 Бали

hochu_na_bali

info@hochunabali.ru



<

Церемонии на Бали

>


Есть мнение, что церемонии на Бали проводятся каждый день. Если принимать во внимание обряды и церемонии посвященные жизненному циклу (например церемония свадьбы, кремации, полового взросления, храмовые праздники и т.д.),  то так оно и есть.
Уникальная разновидность индуизма на Бали, которую называют Агама Хинду Дарма, состоит из трех важных элементов- индуизм (существенно отличающийся от того, что 
практикуют в Индии), анимизм (главная идея заключается в том, что каждое живое существо имеет душу) и поклонения предкам (обожествление своих предков, после того как был пройден процесс очищения).
 
В этой статье мы немного расскажем про наиболее интересные церемонии на Бали.
Церемония Одолан (Odolan)
Также церемонию можно назвать как “храмовая церемония”, так она проводится в честь дня основания храма. Обычно она длится три дня, но раз в пять, десять, тридцать и сто лет проводятся гораздо более масштабные и длительные по времени церемонии (могут длиться до 11 дней, а иногда и больше). Смысл церемонии заключается в чествовании богов, которым посвящен храм. Богам делаются щедрые подношения в виде цветов, фруктов, благовоний, сладостей, выступлений традиционного оркестра гамелан, танцев и пения.
 
Этому празднику предшествует тщательные приготовления. Пагоды в храме украшают золотой (желтой) материей, образы божеств омываются в местных святых источниках, территория храма тщательно убирается, танцоры и музыканты репетируют предстоящее выступление  и только после этого церемония может начаться. Обычно балийцы приносят подношения в храм во второй половине дня, после того как спала дневная жара, взрослые закончили работать, а школьники закончили занятия.  
 
Подношения богам, состоящие из фруктов, рисовых лепешек и цветов , которые только женщины могут принести на голове (так как это самая “чистая” часть тела человека) размещаются в стратегических точках вокруг храма. Затем священник (брахман) благословляет все это святой водой, которая очищается специальной церемонией. Затем все участвующие в церемонии молятся и пьют святую воду.
 
Поскольку в каждой деревне обязательно есть (как минимум) три храма, практически каждый день проходят подобные церемонии на Бали. Более того, помимо храмов деревни, есть храмы каждой (или нескольких) семей, которые называются “санга” или “мраджа”, в которых также проводятся свои обряды.
 
Помимо церемоний Одoлан, существует огромное количество церемоний и обрядов, посвященных событиям жизненного цикла балийцев:
 
 Церемонии Гедонг-Гедонган
(Gedong-gedongan) делается на восьмом месяце беременности. Делается она для того, чтоб попросить богов благословения для легкого рождения ребенка. Беременная женщина и ее муж заходят в водоем, где мелкую рыбу и угрей кладут на живот женщины. Рыба при этом повернута головой к ногам женщины. Делается это для того, чтоб показать ребенку верное направление к выходу.
 
Церемония рождения ребенка (Penyambutan)
Только мужу и акушерке либо врачу разрешено проводить эту церемонию. После рождения ребенка плаценту промывают и закапывают возле дома семьи. Также с плацентой помещают расческу, веер, ручку, книгу и тот предмет ремесла, которым семья ребенка хочет чтоб он занимался когда вырастет (например часть футбольной формы если футболистом стать суждено). После этого родителям запрещено посещать кухню в течение трех дней.
 
Три дня после рождения.
Родители должны пройти небольшой обряд очищения, так как считается, что рождение ребенка очень сильный энергетический момент, во время которого скапливается также большое количество негативной энергии.
 
Церемония 12-го дня жизни (Kepus Pungsed)
В этот период, как правило, пуповина отсыхает. Ее размещают затем в специальном храме бога Кумара, который является защитником маленьких детей.
 
Церемония 42-го дня жизни 
Эта церемония на Бали является первой крупной церемонией для новорожденного. Она направлена на то, чтоб ребенок развивался и взрослел без трудностей и проблем. Во время этой церемонии проводится один достаточно необычный обряд. Ребенку кладут щепотку отваренного риса на место третьего глаза (между бровями), который затем склевывает цыпленок либо утенок. Этим самым представитель животного мира подсказывает ребенку как правильно управлять своим телом   
 
Церемония 3-х месяцев
На это торжество приглашаются все родственники и родные. Этот день знаменателен тем, что ребенок впервые касается земли. До этого его три месяца всегда носят на руках и ни в коем случае на кладут на пол, так как считается, что злые духи снуют по земле. Именно поэтому пятки считаются самой “оскверненной” частью тела. В некоторых деревнях Бали для защиты ребенка злых духов обманывают следующим образом. Баклажан либо огурец заворачивают в пеленки как младенца и брахман начинает читать молитвы, чтоб привлечь внимание нехороших духов к нему. Затем ни в чем не повинный овощ выбрасывают из дома, чтобы духи следовали за ним, а не за ребенком, который находится в доме.
 
Церемония Менек Келих (Menek Kelih)
Эта церемония проводится в честь взросления ребенка, после того как у парней ломается голос, а у девочек появляются первые “женские дни”. Церемония проходит колонной по деревне и возвещает, что теперь в деревне стало на одного взрослого больше.
 
Церемония ритуального подпиливания зубов
Эта церемония проводится с целью защиты от жадности, гнева, похоти, пьянства и зависти. До середины прошлого столетия зубы подростков действительно подпиливались ритуальной пилкой. В наше время подобные церемонии на Бали не заканчиваются болезненным спиливанием частей зубов, а  делаются чисто символически.
 
Церемония кремации
Один из самых важных обрядов (если не сказать самый важный) для каждого балийца. Существует целый ряд обрядов и церемоний, посвященных началу загробной жизни. Первым является ритуал очистки умершего силами родственников и местной общины (банджара). Затем идет важный ритуал кремации и после него обряды, благодаря которым душа умершего становится божеством и ей должны поклоняться в семейном храме.
Существуют также церемонии на Бали и обряды которые имеют, скажем так, более бытовой характер:
-День поклонения металлу. В этот день делаются подношения в храмах для всех изделий из металла (ножи, инструменты, машины и т.д.)
-День всех плодовых деревьев
-День всех домашних животных (таких например как свиней, коров, кур и т.д).
Достаточно важным и близким балийцам праздником является день Богини Риса Деви Сри. Так как рис на Бали почитаем, будучи основой рациона на протяжении многих веков. Также балийцы очень тепло относятся к Богине воды Деви Дану, без которая жизнь так же не была бы возможной.
Ну и конечно же мы не могли обойти стороной следующие большие и значимые праздники и приуроченные к ним церемонии на Бали:
 
Галунган (Galungan) 
День победы сил Добра над силами Зла. Это самый важный праздник для балийцев. Проходит он раз в 210 дней согласно религиозному календарю павукон (pawukon). Считается, что именно в этот день боги спускаются на землю, а также обожествленные предки балийцев возвращаются в дома и семейные храмы родственников. Тем усопшим, кто еще не был кремирован, родственники делают подношения в месте захоронения.  Для такой важной встречи с богами на входе домов устанавливают украшенный кокосовыми листьями изогнутый бамбуковый шест (пенджор), который иногда достигает 8-ми метровой высоты. В древнем манускрипте Sri Jaya Kusunu сказано, что пенджоры символизируют священную гору Агунг, которая является самой высокой точкой острова и находится ближе всего к богам. Цель возведения пенджора - показать преданность Богу в лице Бога Гор Хъянг Гири Пати (Hyang Giri Pati). Также шест украшают фруктами, необработанным рисом, 11 китайскими монетками и традиционной лепешкой. Само празднество длится 10 дней. В это время балийцы (кто работает вдали от дома)  возвращаются в свои родные деревни для воссоединения с семьей и участия в церемониях. Бали особенно сказочен и красив в период этого праздника, который заканчивается не менее важным праздником Кунинган.
  
 
 
Кунинган (Kuningan)
является вторым по значимости праздником в балийском индуизме. Отмечается сразу после десятидневного праздника Галунган. Название Кунинган происходит от слова “желтый” (kuning), поскольку в этот праздник подношения богам обязательно содержит желтый рис (смешанный с куркумой, которая и дает желтый цвет) для того, чтоб умилостивить их и задобрить. А если боги будут довольны, то и балийцы будут жить в достатке и добре. Кунинган это день когда боги и предки балийцев даруют им физическое и духовное процветание, а после захода солнца покидают остров и возвращаются в невидимые миры.
  
 
Нйепи (Nyepi)
или как его еще называют День Тишины на Бали ,как правило, празднуется в марте согласно еще одному балийскому календарю saka и является его первым днем. Именно поэтому его считают балийским Новым Годом.  Этот день должен быть посвящен самоанализу и духовному очищению. В ночь перед праздником по всему острову устраиваются парады Ого-ого (Ogoh-ogoh), где главными действующими лицами являются монстры из папье-маше, которых несут балийцы по улицам, а затем сжигают. Делается это для того, чтобы напугать и прогнать злых духов с острова. А на следующий день после восхода солнца весь остров замирает - запрещено покидать свои жилища, громко говорить, смотреть телевизор и слушать громко музыку. В День Тишины на Бали не работают магазины, учреждения, бары, рестораны и даже аэропорт закрыт во время этого дня. Делается для того, чтобы злые духи, которых прогнали до этого с острова, решили что он необитаем и не вернулись.
  
Парад Ого Ого
Церемонии на Бали играют очень важную духовную и социальную роль и являются неотъемлемой частью жизни каждого балийца.