Ай петри канатная дорога как добраться. Автопутешествие в Крым

Высоту горы Ай-Петри запомнить легко – 1234 м над уровнем моря. Это не самая высокая вершина Крымских гор, но определенно самая известная. В переводе с греческого языка замысловатое название горы означает «Святой Пётр».

Способы подняться на Ай-Петри

На канатке

Это, пожалуй, самый популярный и живописный вариант подъема на гору. Канатная дорога «Мисхор – Сосновый бор – Ай-Петри» берет свое начало практически у самого берега моря, в поселке Мисхор, и поднимает на высоту 1234 м. Стоимость проезда – 300 рублей, уточнить график работы канатной дороге можно на официальном сайте .

Кабина фуникулера рассчитана на 35 человек. Между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри» нет ни одной опорной вышки, а расстояние между ними составляет 1670 м. Это один из самых длинных безопорных пролетов в Европе. Превзошла крымскую канатку только дорога в Германии, где в местечке Оберьеттенберг канатный подъемник Райтеральпе имеет длину пролёта 1980 м. Подъемник на Ай-Петри может похвастаться своей безаварийной работой.

На маршрутке или машине

Если ехать из Ялты в сторону Алупки по Южнобережному шоссе, то в районе поселка Виноградное вы увидите поворот направо на Бахчисарай. 22 км горного серпантина приведет к конечной станции канатной дороги «Ай-Петри». Дорога очень живописная, она проходит мимо водопада Учан-Су, горного озера и нескольких смотровых площадок.

Оставить машину можно на платной парковке возле конечной станции канатной дороги.

Пешком

Наверх ведет так называемая Кореизская (Мисхорская) тропа, протяженность которой 4 км. Берет свое начало напротив крымскотатарского поселка Чатал-Кая, пеший маршрут начинается сразу от остановки «Самота» на Южнобережном шоссе.

Рынок на Ай-Петри

Первое, с чем вы встретитесь, оказавшись наверху – огромный рынок, который расположился прям на пути к знаменитым зубцам Ай-Петри (несколько отдельно стоящих скал). Здесь вам в очень навязчивой форме предложат купить сувениры, сладости и теплые вещи. Продавцы – в основном татары. Рынок работает в любое время года. Сам проход на Ай-Петри платный.

44.448089 , 34.056201 Высоту горы Ай-Петри запомнить легко - 1234 м над уровнем моря. Это не самая высокая вершина Крымских гор, но определенно самая известная. В переводе с греческого языка замысловатое название горы означает «Святой Пётр». Ай-Петри

Гора Ай-Петри - одна из самых ярких и интересных достопримечательностей Южного берега Крыма. Здесь путешественников ожидает живописный природный ландшафт, чистый горный воздух, тишина и покой, уникальные виды растений, завораживающие точки обзора как на Чёрное море, так и на города, окружающие Ай-Петри (Алупка, Мисхор, Ялта и др.).

Если и выбирать какие-нибудь обязательные пункты культурно-развлекательной программы в ходе посещения Крыма, то Ай-Петри определённо должно достаться одно из первых мест.

Гору на Южном берегу видно едва ли не отовсюду - поверни голову от Чёрного моря, и вот она - Ай-Петри, далёкая, прекрасная и манящая. С греческого название горы переводится как "Святой Пётр".

Высота Ай-Петри составляет 1234 метра. Много это или мало? Не Эверест, конечно, который возвышается аж на 8848 метров. Но он к нам и не близко. Лучше измерим Ай-Петри чем-то более доступным. Возьмём, например, обычный 20-этажный дом и поставим на него Останкинскую башню, а на неё ещё одну Останкинскую башню. И вот получится экзотическое сооружение сходное по высоте с горой Ай-Петри. А теперь представьте, какой оттуда вид открывается...

На Ай-Петри температура в среднем на 10 градусов ниже, чем в Ялте, и нередко бушует сильный ветер. Поэтому, едете вы или идёте к вершине, обязательно возьмите с собой тёплую одежду и/или ветровку, иначе рискуете заболеть или отбыть обратно несолоно хлебавши. Как пел Высоцкий , здесь вам не равнина, здесь климат иной .

Как добраться до Ай-Петри на транспорте?

Вопреки заголовку заметки, начнём с самых распространённых вариантов транспортировки себя на гору. Сразу стоит отметить, что и вагончик канатной дороги, и автомобиль частника доставляют туристов только до плато Ай-Петри , от него до вершины ещё придётся пройтись минут 15-30.

1) Канатная дорога "Мисхор - Ай-Петри"

Длина дороги составляет почти три километра, с учётом одной пересадки на промежуточной станции "Сосновый бор". Ехать всего 15 минут. Цена билета в один конец - 400 рублей (детям с 6 до 12 лет - 250 рублей ).

Из Ялты к началу канатной дороги следуют автобусы №102 и №132 , остановка "Канатная дорога". Можно добраться и от Воронцовского парка или Ласточкина гнезда на тех же автобусах, это удобно при ограниченном запасе времени, когда задача стоит - посмотреть всё за день, что вполне возможно. Хотя, я бы советовал так не делать, и уделить прогулке на Ай-Петри целый день, подробнее об этом ниже.

c 10 до 16 - на подъем; с 10 до 17 - на спуск. Без выходных. Однако канатная дорога может не функционировать из-за метеоусловий , это не такая уж и редкость. Поэтому если хочется прибыть на Ай-Петри именно таким путём, а за окном не пойми что, нелишним будет перед выходом уточнить работоспособность канатки - на официальном интернет-ресурсе и/или позвонить администраторам (телефоны есть на сайте). В зимний сезон канатная дорога может вовсе закрыться на профилактику, о чём проинформирует сайт.

Мне по канатной дороге не довелось прокатиться из-за погодных условий, дальнейшие строки основаны на отзывах из различных источников.

В сезон посетители жалуются на большие очереди в кассу - как на подъём, так и на спуск, доходит до двух часов ожидания. Это и понятно, Ай-Петри - место популярное, а кабинки на канатке небольшие, человек на 40. Запускать их в большем количестве тоже нет возможности по техническим причинам.

Стоит ли ожидание впечатлений? Тут мнения расходятся - у кого-то доступная визуальная панорама вызывает восторг, затмевающий очередь в кассу. Другие рецензенты сетуют на переизбыток людей в вагончике и духоту, а также на невозможность приемлемого обзора для всех пассажиров. Третьи сходятся на том, что один раз в любом случае прокатиться нужно, интересно, а вот второй уже не стоит. В плане экономии времени поездка выгодна только если не ждать посадки более 30 минут.

2) Частный легковой автотранспорт

Частники сосредотачиваются около кассы канатной дороги. Искать никого не надо, вам ещё на подходе много раз предложат "увлекательную поездку в горы".

Стоимость такая же, как и на канатке, 400 рублей [зимой, когда канатка не работает, ценник поднимается до 500 рублей ]. Бонусом к поездке некоторые водители предлагают бесплатную экскурсионную программу и три остановки в интересных точках по пути к Ай-Петри, в частности у водопада Учан-Су. С одной стороны - это безусловный плюс, с другой - сковывающие лимиты времени, не дающие возможности прогуляться по достопримечательностям в своё удовольствие.

Ехать на машине 30-40 минут, если без остановок. Привлекательных пейзажей за окном практически не будет. Дорога приемлемая, есть кочки, но никаких "американских горок". Хотя, некоторые туристы жалуются именно на некачественную дорогу, а также на лихачей-водителей. Тут кому как повезёт.

В зимнее время из-за снежных заносов автомобильная дорога на Ай-Петри может быть перекрыта .

Чтобы попасть на гору по средствам частного извоза, не обязательно добираться в Мисхор до начала канатной дороги. В Ялте, например, возле автовокзала хватает криков "Ай-Петри, кому на Ай-Петри?".


В обратную сторону ситуация схожая - почти все таксисты концентрируются у канатной станции. Уехать можно практически в любой из близлежащих городов (Алупка, Ялта, Мисхор, Кореиз и т.д.) за те же 400 рублей . Мест хватает, машин хватает.

3) Личный автомобиль

Здесь всё понятно. Дорога есть. Стоянка есть. Ехать недолго. Единственное, о чём не стоит забывать, - если дело происходит в зимнее время, не каждая машина способна проехать наверх без цепей на колёсах, да и с ними не каждая.

4) Централизованная экскурсия

Об экскурсиях подробнее в конце заметки - в дополнении от 2018 года.

Прогулка к плато Ай-Петри

Если хотите от посещения Ай-Петри действительно запоминающегося приключения, отличных эмоций и потрясающих видов, на гору нужно идти пешком. Либо с горы. А в идеале - без транспорта проделать путь и туда, и обратно. Благо, широкое разнообразие различных пешеходных маршрутов позволяет не повторяться, и с не меньшим интересом забираться на Ай-Петри и во второй, и в третий раз.

Маршрутов много , отличаются они не только географической принадлежностью и окружающим ландшафтом, но и протяжённостью, и сложностью, и уклоном, и расчётным временем на подъём. Есть специально обозначенные туристические тропы, есть и безымянные тропинки, иногда позволяющие срезать путь, а иногда от него уводящие.

В ходе прогулки настоятельно советую иметь на смартфоне навигатор . Да, вдоль троп встречаются указатели, но не часто и заметны они не всегда. К тому же, лишняя программа на мобильном в любом случае рюкзак не оттянет. В который раз, говоря о Крыме, рекомендую программу Maps.me . Она мало того, что отображает большинство тропинок, но и с успехом выстраивает по ним маршрут. А ещё навигатор показывает не только горизонтальное расстояние между конечными точками пути, но и вертикальное (уклон дороги), что позволяет наиболее продуктивно распределить свои силы. Maps.me - бесплатная программа с минимумом рекламы, легко устанавливается на большинство современных телефонов, подключения к интернету не требует (только чтобы саму карту скачать). А вот карты от Яндекса или Гугла мало помогут при походе на Ай-Петри, большинства троп на них попросту нет.

Нужна ли какая-то специальная подготовка, чтобы пройти по туристическим тропам, сложно ли это? Нет, всё вполне доступно. Прогулкой за грибами, правда, этот поход тоже не назовёшь, но ничего сверхъестественного. На пути часто попадаются беседки, скамейки, удобно поваленные деревья и уютные камешки, на которых можно присесть и отдохнуть, попить водички, перекусить. Тут и там встречаются завораживающие виды на окрестности, любование которыми и фотографирование тоже добавляют свои минуты отдыха. В итоге двигаешься вперёд в охотку и даже лёгкая усталость необременительна и приятна.

В зависимости от выбранного маршрута, скорости, рюкзака за плечами, путь до плато Ай-Петри (там, где располагается верхняя станция канатной дороги) отнимет от 2-х до 4-х часов . Это в среднем. Имеет смысл планировать свою прогулку только в светлое время суток, иначе существенно увеличивается риск заблудиться.

Какую тропу выбрать - этого советовать не буду, поскольку у каждой есть свои привлекательные стороны, точки маршрута и особенности. Можно и к Ялте выйти, и к Алупке, и к Гаспре...

Как выбирал я - по географическому признаку (ближе к месту жительства/автобусной остановке) и по принципу "покороче", поскольку и время поджимало, и в подобных походах у меня опыта лишь на чуть (вдруг, заплутаю). Выбор пал на Кореизскую тропу . Как говорят путешественники, она самая сложная в плане уклона. Но и самая короткая.

Немного о моей прогулке по Кореизской тропе

Не совсем понятно - где именно начинается Кореизская тропа, навигатор показывает одно место, большая часть путешественников говорят о другом. Но разницы по сути немного. Обе точки начала Кореизской тропы - на Южнобережном шоссе: одна у автобусной остановки (Гаспра или Самота, название на картах различается), другая - на следующей (Кореиз). От Гаспры до плато идти чуть дальше.



Вышел из автобуса я на остановке Гаспра и направился к тропе, но тут меня смутил шлагбаум, её перегораживающий, и вывеска, запрещающая проход. Они там на постоянной основе. Людей, правда, вокруг нет, непонятно, кто будет штрафовать. А вдруг? В общем, поскольку автобус уже уехал, я отправился по шоссе до следующей остановки пешком.

Пройти или проехать остановку Кореиз сложно, ведь рядом располагается огромный дорожный знак, Кореизская тропа начинается в двух шагах от него. Весь путь можно условно разделить на две половины. Первая - до беседки с родником (на картах выше - красная точка), лёгкая прогулка по лесу: удобная широкая дорога длиной в 2 километра, уклон сравнительно небольшой (290 метров). Идёшь по ней и идёшь, а вершина Ай-Петри всё далеко, и думаешь: "Неужели я попаду наверх? Или там где-то лифт будет дальше?". Но нет, лифта не будет, будет вторая половина пути, посложнее.

По поводу родника - к своей досаде я на него не наткнулся, но, как впоследствии уверяли местные жители, он там точно есть [похоже, он даже на фото попал], равно как есть и ещё один повыше (его я тоже не встретил). А вот беседку не заметить не получится. Здесь можно комфортно отдохнуть: скамейка, спинка, стол, крыша над головой. Правда, это будет более актуально при спуске. При подъёме и устать-то к тому времени ещё не успеваешь. От беседки можно пойти прямо по довольно внушительному уклону, а можно свернуть направо и сделать небольшой крюк, дорога здесь будет длиннее, но полегче.

Вторая условная половина Кореизской тропы - от беседки до плато Ай-Петри - длится 1,7 километра [если не делать крюк], а уклон увеличивается до 530 метров, что уже весьма ощутимо. Рекомендую до начала второго отрезка пути найти себе подходящую палку для дополнительной опоры , благо дефицита в них здесь не наблюдается. Да, уклон местами крут, но идти всё же комфортно. Тропа уже не широкая и чёткая, она не всегда различима, здесь может понадобиться gps-навигатор.

Виды окрестностей всё чаще и чаще будут стягивать на себя внимание и заставлять немного уйти с тропы в сторону, чтобы попасть на более привлекательную точку обзора. Тут важно не забывать смотреть себе под ноги. Каких-то серьёзных опасностей нет, но любители острых ощущений, конечно, найдут, как пощекотать себе нервы. Однако это вовсе не обязательно.

За всеми этими красотами как-то и не замечаешь, что путь-то закончился , и вот ты уже на плато Ай-Петри, довольно улыбаешься, оглядывая впереди толпу туристов, приехавших на машине или по канатной дороге. Огромную часть интересного приключения они пропустили, а ты нет. Приятно же?

Отчётное время прохода по Кореизской тропе - 2 часа . У меня прогулка заняла на час больше, избыток - это фотографии, видео, отдых на втором отрезке пути едва ли не каждые 50 метров. Вообще, я шёл расслабленно и в своё удовольствие, за спиной меня отягощал лишь наполовину пустой 40-литровый рюкзачок. За весь путь мне повстречалось всего три человека: девушка-турист с огромным рюкзачищем (она до плато добралась на час позже меня) и два тренирующихся местных парня.


Не забудьте взять с собой в дорогу достаточное количество питьевой воды. Само собой нужна удобная обувь, одежда, ветровка, головной убор. В период активации клещей, не лишними будут соответствующие нормы безопасности: заправленная длинная одежда, спрей, повышенное внимание к себе, любимому.

Плато Ай-Петри и путь на вершину

Помимо станции канатной дороги на плато располагаются смотровые площадки, кафе, несколько торговых лотков с сувенирами, платный туалет, автомобильная стоянка и прогрессирующая стройка. Раньше здесь было гораздо больше и палаток, и кафе, и различных торгашей. Недавно площадку "почистили", теперь на плато пустовато, но и прилипал значительно меньше. Впрочем, вам обязательно (и не раз) предложат покататься на лошади или квадроцикле.

Что похвально, некоторые торговые точки здесь принимают к оплате банковские карты. Цены более-менее средние.

Пройдя вглубь плато 500-800 метров, можно попасть к пещерам, доступным для посещения, - Ялтинской, Трёхглазке и Геофизической. Вход платный - по 200 рублей за каждую, экскурсии прилагаются.

Если повернуться к канатной дороге спиной, то путь на вершину будет слева. Всего 700 метров по сравнительно комфортной широкой каменистой дороге с небольшим уклоном (62 метра). Здесь уже туристов немало, заблудиться практически невозможно, а удобная обувь по-прежнему обязательна.

Что наверху?

Огороженная триангуляционная вышка с российским флагом, по ней отсчитываются те самые 1234 метра. Да, вышка за заборчиком, но никому из желающих это не мешает перелезть его и пофотографироваться над пропастью: полшажочка назад, и пиши пропало. Впрочем, легко можно сфотографироваться и на менее опасном месте, разницы по фото всё равно никто не заметит.

Между зубцами Ай-Петри протянуты канатные дорожки, за 500 рублей по ним предлагается прогуляться. Со страховкой, конечно. А ещё можно съехать с вершины на плато на неком подобии тарзанки. Стоит это удовольствие 1000 рублей , но учтите - имеются ограничения по весу.

Прощайте, вершины под кровлей снегов,
Прощайте, долины и скаты лугов,
Прощайте, поникшие в бездну леса,
Прощайте, потоков лесных голоса.
В горах моё сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах моё сердце, а сам я внизу!

Роберт Бёрнс

Дополнение от апреля 2018 года

В мартовской поездке по Крыму в 2018 году у меня в планах присутствовала прогулка на Ай-Петри, только уже другим маршрутом - через водопад Учан-Су; более длительным (10 км), но от этого и менее интенсивным. Перед поездкой, конечно, начались активные поиски в интернете - ходил ли кто на Ай-Петри в марте, какие сложности могут возникнуть в это время года, не опасно ли и пр. К сожалению, так ничего полезного мне найти и не удалось, разве что различные группы на просторах Вконтакта, предлагающие трансферы на гору.

Оказывается, зимой Ай-Петри весьма популярна у любителей сноуборда и лыж. Здесь имеется несколько весьма качественных спусков. Но да сейчас не о том. Насторожило меня достаточное для катания количество снега на горе в марте месяце. Ведь снег и сам по себе способен существенно утяжелить прогулку, а уж что говорить о насте и льде, которые в горах попросту опасны. И вот в таких условиях ни одного хоть более-менее подробного рассказа о прогулке на гору. Не будет его и от меня, поскольку у нас по разным причинам поход на Ай-Петри был заменён экскурсией, о которой подробнее ниже.

Но добавлю несколько наблюдений - в самом начале пути на Ай-Петри земля очень даже пригодна для комфортной прогулки, с подъёмом она становится более влажной, но не до кашеобразной степени, чтобы ноги в ней хлюпали, наверху всё вновь выглядит здорово. К 15 марта снег стаял почти весь, лишь на плато (и, возможно, на самой вершине) остались небольшие снежные островки (см. на фотографии). Температура при этом в течение ближайших дней колебалась на нулевой отметке (+/- 5°C), минус - ночью, плюс - днём. В общем, на первый взгляд вполне приемлемо для похода, сам бы, как минимум, рискнул попробовать, но никого не агитирую.

Экскурсия на Ай-Петри, или Долгая поездка в харчевню

Мы брали билеты на набережной Ялты, в одной из экскурсионных палаток. Насколько я понял, экскурсии на Ай-Петри (а возможно и в другие места) наборные, и все эти палатки и лоточки в различных частях города лишь посредники. Нам билет продала одна гражданка, она же ждала у палатки в день экскурсии, до маршрутки вела другая, а непосредственно сопровождающим и «экскурсоводом» выступал уже мужчина. Вероятно, как брат предположил, здесь очередная схема, чтобы не платить налоги и уйти от ответственности в случае чего. На руках нам даже билетов не оставили.

Что предлагают : 4-часовая экскурсия с несколькими остановками и интересным рассказом. Всё удовольствие обойдётся в 1000 рублей . Т.е. цена та же, что и у частников (зимой, напомню, они берут 500 рублей за дорогу в один конец), однако имеется какая-никакая гарантированная программа и времени вполне достаточно для осмотра, как мы предполагали : 1,5 часа на дорогу туда-обратно, 1 час на остановки по пути к плато и 1,5 часа на прогулку до вершины Ай-Петри и неспешное созерцание окрестностей. Минусом выглядела только маршрутка на 16 человек, полностью забитая, но зато не надо искать частника, договариваться с ним.

Что получили :


Учан-Су с крымскотатарского переводится как «Летящая вода». Высота водопада составляет почти 1 километр. В начале весны, когда обильно тает снег, Учан-Су особенно примечателен и эффектен. Портят картину разве что множественные заграждения и какая-то длинная труба (похоже, водозабор).


Помимо обычной пешей прогулки добраться до водопада можно и другим бюджетным способом, безо всяких экскурсий или частников. До Учан-Су от автовокзала Ялты ходит обычный рейсовый автобус №30 . Время отправления от автовокзала: 7-30, 8-40, 10-20, 12-00, 14-00, 15-40, 17-30 . В обратную сторону: 7-50, 9-30, 11-10, 13-00, 14-50, 16-30, 18-15 . Перед поездкой имеет смысл лишний раз уточнить расписание на вокзале.

Этот автобус позволяет не только полюбоваться на водопад без лишних затрат, но и существенно сократить пешеходный маршрут до Ай-Петри или обратно.

О других достопримечательностях Ялты и окрестностей читайте в этой заметке. На этом всё. Благодарю за внимание!

Южный берег Крыма – самое популярное место среди отдыхающих и туристов. Их привлекает жемчужина Крыма – Ялта, которую можно рассмотреть с высоты птичьего полёта, если подняться на возвышенность. Чтобы реализовать своё желание следует узнать — как добраться до Ай-Петри из Ялты и воспользоваться её площадкой обозрения.

Расположение Ай-Петри

Подняться на плоскую поверхность вершины горы, высота которой достигает 1 234 метра можно:

  • На фуникулёре;
  • На микроавтобусе;
  • На машине;
  • Пешим ходом.

Добраться до Ай-Петри можно маршрутным автобусом до населенного пункта Мисхор. От автовокзала Ялты рейсовый автобус преодолевает расстояние в течение получаса. Если решились доехать автомобилем, то следует ехать в сторону Симеиза. Ориентиром для поворота будет служить санаторий Узбекистан, там расположен указатель на Ай-Петри как добраться.

Подъём на Ай-Петри

Волнующие ощущения у человека вызывает движение фуникулёра на вершину Ай-Петри. Канатная дорога с самым длинным пролётом без опор в Европе, для удобства туристов на станции ожидания обустроены телевизорами, стендами с необходимой информацией. С её вершины открывается вид на такие достопримечательности окрестности как:

  • Ласточкино гнездо;
  • Гора Дива;
  • Гора Кошка;
  • Воронцовский дворец.

С вершины горы хорошо просматривается дорога, по которой можно рассмотреть — как добраться до Ай-Петри . заканчивается в 18-00, после этого времени не продаются билеты. Движение канатной дороги до вершины занимает не более пяти минут. Многие предпочитают выполнять подъём на автомобиле.

Покорять Ай-Петри на машине довольно увлекательно. Трасса на Бахчисарай проходит через хвойный лес, продолжительность маршрута займёт около 40 минут. На машине на Ай-Петри выполняют подъём только опытные водители, но самые смелые преодолевают расстояние и покоряют вершину пешим ходом.

Пешеходные тропы

Существует несколько пешеходных троп, которые используют для туристических походов:

  • Боткинскую;
  • Таракташскую;
  • Кореизскую.

Самая удобная тропа – это Кореизская, она выведет на плато.

Следует учесть, что на её вершине температура ниже на семь градусов, чем у подножья, также очень ветрено, поэтому необходимо запастись тёплой одеждой.

Плоская вершина позволяет разместиться торговым палаткам с сувенирами и изделиями их овечьих шкур, заведения с татарской кухней, продаётся крымское вино.

Особенным состояние становиться от горного воздуха, хвойных лесов, от вида моря, сливающегося с небом. Горных вершин, которые остаются внизу и окружают Ай-Петри.

Окрестности Ай-Пери

Возвращаясь с вершины можно посетить одно из теплых мест Крыма – Мисхор, который располагает удивительным парком. Парковая зона растянута вдоль берега, в ней насчитывается более трёхсот видов растений из разных стран. Привлекает туристов фонтан, также скульптура в море девушки – это русалочка.

На территории Мисхора располагается Юсуповский дворец, вокруг него расположен парк, который привлекает внимание не меньше, чем здание дворца. Вернуться в Ялту можно на рейсовом автобусе, они движутся с интервалом – один час.

До набережной Ялты из Мисхора организовано движение катером. Морская прогулка очарует красотой меняющихся пейзажей, со стороны моря видны горы утопающие в зелени и облаках. Если повезёт, то может удивить сопровождение катера дельфинами.

Также традиционно можно воспользоваться услугой такси. Какой бы сложной не была дорога на Ай-Петри, это путешествие оставит незабываемые впечатления, позитивный настрой на долгое время. Тот, кто познакомился с Крымом, будет возвращаться к нему всегда.

Ай-Петри: легенда и реальность

Свое название гора Ай-Петри получила благодаря древним грекам: на вершине горы сохранились руины древнего греческого монастыря. Название горы переводится как «Святой Петр». Имена так назывался монастырь в древние времена. Что ж, любили греки строить монастыри в подобных местах — вспомните греческие Метеоры!

На сегодняшний день Ай-Петри, пожалуй, одна из самых популярных среди туристов гор в Крыму.

Гора, высота которой составляет 1234 метров, является местом притяжения туристов, т.к. с нее открывается непередаваемый вид на Большую Ялту. С вершины Ай-Петри хорошо виден все курорты Южного берега Крыма, а море отсюда просматривается на расстояние 135 км.


Гора отличается необычной формой, украшенной острыми зубцами, делающими ее заметной среди других крымских вершин. Учёные установили, что вершина Ай-Петри - это бывший коралловый риф.

При этом Ай-Петри - не одиночная вершина, а огромный массив, протянувшийся от Ялты до Фороса и называемый Ай-Петринской яйлой или плато. Как и другие крымские яйлы, она практически безлесна. Однако причины ее безлесья не совсем ясны. Одни ученые считают, что яйлы ранее были покрыты лесом, но уже в историческое время древесный покров был уничтожен пожарами и человеком. Другие считают, что причина в неблагоприятных климатических и почвенных условий. Особенно губительны для деревьев и кустарников сильные зимние ветры (даже у нас была возможность убедиться в правдоподобности этой версии)

Как бы то ни было, плато Ай-Петри место уникальное и красивое. И подняться на него определённо стоит. Осталось лишь решить — как вы это будете делать.

Как добраться

Попасть на вершину можно несколькими способами:

  • на канатной дороге
  • на автотранспорте: личном или воспользоваться услугами многочисленных частников (их цены сопоставимы с ценой на канатку)
  • пешком: туристические маршруты, которых ведет на вершину очень много, найти можно почти из любой точки у подножия горы.

Самый быстрый и известный способ — воспользоваться услугами канатной дороги . Собственно, мы так и сделали. Нижняя станция находится в курортном поселке Мисхор, высота над уровнем моря 87 метров. Стоимость канатки: 350 рублей – взрослый билет; 250 рублей – детский (от сезона к сезону цены имеют тенденцию увеличиваться рублей на 50)


Добрать до канатной дороги можно на автобусе из Ялты (автобусы №27 и 32). Автолюбителям доехать до нижней станции немного сложнее. Станция находится практически в центре Мисхора, но указатели на перекрёстках имеются далеко не везде, и мы постоянно останавливались, чтоб спросить у прохожих — правильно ли мы едем… Наконец, припарковав машину на небольшой стоянке, направились к кассе канатной дороги.

По пути к кассам нас несколько раз пытались подловить дядечки, которые предлагали нам поехать на вершину на их автомобиле: дескать, так интереснее будет. Но мы твёрдо решили подняться хотя бы раз на канатке, а на автомобиле мы потом и сами сможем, если захотим.


Для начала несколько слов о самой канатной дороге. Канатная дорога работает с 10 до 16 часов на подъем и с 10 до 17 часов на спуск без перерывов и выходных. Вместимость кабинок – 30 человек. Протяженность дороги составляет 2980 метров. Состоит она из двух отрезков: примерно в середине вам придётся выйти из кабинки и ждать прибытия верхней кабинки, чтоб пересесть в неё и ехать дальше, до вершины. Этот отрезок дороги между средней и верхней станцией состовляет 1670 метров и является самым длинным безопорным пролетом в Европе, угол подъема – 46 градусов.

Кстати, в этом году у айпетринской канатки будет юбилей — ей исполняется 30 лет. Её строительство началось в далёком 1967 году, а открытие состоялось лишь 31 декабря 1987 г.

Если честно, вагончики канатки выглядят так, будто им все 70… Они похожи на старые довоенные трамваи.


И пока мы едем в нём наверх, я с опаской прислушиваюсь ко всяким разным скрипам… Но вскоре красивые виды за окнами увлекают меня гораздо больше, чем интерьер вагона:


На пересадке из вагона, прибывшего сверху, выходят люди и они.. э…выглядят как наполеоновские солдаты под Москвой: замотаны кто во что горазд, будто не сентябрь сейчас, и мы не в в Крыму. Я, конечно, читала, что надо одеться потеплее, потому что на горе будет прохладно, но не предполагала, НАСКОЛЬКО ПРОХЛАДНО там будет…

Как одеться

Несколько слов об особенностях погоды на Ай-Петри. В контрастности климата между горой и побережьем можно легко убедиться, поднявшись из Ялты — из жаркого субсредиземноморского климата — в умеренно холодный, избыточно влажный климат Ай-Петри. По температурному режиму айпетринское плато можно сравнить со средней полосой России. Если в Ялте Среднегодовая температура воздуха +13 градусов, то на Ай-Петри всего +5,9. Осадков на Ай-Петри выпадает 1052 мм, в Ялте - 635 мм. Скорость ветра на плато может достигать 50 м в секунду!

Поэтому даже летом стоит взять с собой при посещения Ай-Петри ТЁПЛУЮ ОДЕЖДУ. Нет, вы не поняли — реально тёплую одежду. А не трикотажный джемпер, как это сделала я…

А уж зима здесь и вовсе настоящая, с метелями и сугробами. Морозы в феврале бывают до -27 С. Северный ветер обдувает плато 220-230 дней в году. Что касается снежных метелей, в течение зимы, бывает до 35 дней с метелями.

Вот такая шутка природы это место…

Что увидим наверху

На выходе с канатной дороги мы сразу же ощущаем на себе эту смену климатических условий: ветер дует такой, что аж глаза слезятся. И холодно, продувает до дрожи…Наматываю на себя чудом оказавшийся в сумке палантин, и мы отправляемся исследовать плато.

И почти сразу же упираемся в многочисленные кафе, зазывающих блюдами национальной (крымско-татарской) кухни. Тут и там вьётся дымок жаровен.. Нас настойчиво зазывают попить горячего чайку. Но мы вежливо отказываемся — пока не хочется, спасибо…

Нет пока у нас желания воспользоваться и другими развлечениями. Список развлечений стандартный – конные прогулки, квадроциклы, спуск по натянутому тросу с вершины на плато.

Здесь же, на плато, находится туристский приют, принимающий путешественников не только летом, но и зимой, когда здесь рай для любителей горнолыжного спорта. Да, я не оговорилась: на Ай-Петри оборудовано несколько горнолыжных трасс. Где они тут катаются зимой, интересно?


Дальше наш путь проходит через настоящий восточный базар со своим колоритом. Помимо чая и сладостей, тут вам и вина на розлив, и сувениры. Торгуют теплыми чунями из овечьих шкур, жилетками из них же, и прочими изделиями народного промысла. Тропа, которая ведет на вершину — к зубцам, начинается в заповедной зоне, вход в неё платный (100 рублей).


Далее пару-тройку сотен метров предстоит пройти через лесок, по каменистой тропе. По времени это занимает минут 10-15 , но нужно смотреть под ноги — поверхность камней достаточно скользкая в любую погоду! И, хоть набор высоты незначительный, некоторые наверняка успевают устать. Для них, видимо, и висит этот ободряющий плакат:


Выходим из лесочка, до вершины — всего какая-то сотня метров. Но идти быстро не получается — из-за сильного ветра (в лесочке, кстати, его почти не было).

Наконец, перед нами то самое место, с которого делаются самые красивые фотографии с Ай-Петри:


Это знаменитые зубцы. Среди них четыре особенно крупных (высотой до 12-15 м) и много более мелких. Зубцы Ай-Петри образовались при выветривании рифового массива, рассеченного разломами. На одном из зубцов установлен шпиль для поднятия флага, на другом после киносъемок оставлен деревянный крест.

Восхождение на Зубцы доступно только скалолазам. Но для любителей экстрима на зубцах за небольшую плату организован незабываемый аттракцион. Суть аттракциона – по подвесному шаткому мосту пройти над пропастью по зубцам. Адреналин, наверное, хлещет через край.


И я так хотела сделать это, так хотела!… Но так замёрзла из-за жуткого холодного ветра, что порой не чувствовала пальцы рук. Как по такому ветрогану идти по шаткому подвесному мосту с онемевшими от холода конечностями? И решила я — не в этот раз, друзья…

Так что, если у вас есть желание пойти на этот аттракцион — советую утеплиться и обязательно быть в спортивной обуви.

То, что мы не увидели на Ай-Петри…

Проведя несколько минут на этом месте, делаем несколько фотографий и видео для блога.


На этом мы посчитали свою задачу выполненной. И на негнущихся от холода ногах начинаем спускаться обратно к станции канатной дороги.

А между тем, на айпетринском плато есть несколько интересных объектов, до которых мы просто не дошли.

Например, к северо-востоку от зубцов, выше станции канатной дороги, находится небольшая тисовая роща , в которой произрастает 1000-летний тис ягодный. Диаметр ствола 103 м, высота 10 м.

А ещё на Ай-Петри можно посетить ряд пещер , куда организуются экскурсии для туристов. Из трех пещер — Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка — наиболее примечательной является последняя. Свое название она получила благодаря трем отверстиям, через которые туристы и попадают внутрь неё. В пещере можно полюбоваться ледяными сталактитами и сталагмитами, катком и огромной глыбой снега. В пещере всегда сохраняется довольно низкая температура, поэтому она имеет еще несколько названий – Холодильник или Ледяная. Лезть в ледяную пещеру у нас уже точно не было желания.

Также у автодороги Бахчисарай-Ялта находится метеорологическая станция, одна из старейших в Крыму, основанная в 1895 году. Кроме метеонаблюдений здесь велись работы по гидрологии, ботанике, почвоведению, астрономии, зоологии. С 1905 по 1932 гг. начальник метеостанции К. Ф. Левандовский возглавлял исследовательские работы по ветрам и атмосферному электричеству. Было замечено, что на Ай-Петри из-за резкого перепада температуры воздуха в степи и на побережье имеют место постоянные сильные ветра, причём, 125 дней в году скорость их достигает 40 м/с (144 км/час !)

К концу 1930-х замеры проводились с помощью прибора, установленного на самой бровке плато. Данные измерений были необходимы для проектирования ветросиловой станции, мощностью 10000 кВт. Но в 1940 г. прибор был сорван ураганом. В начале 1990-х датские подрядчики, установили 30-метровый стояк с ветроагрегатом на макушке. Всё повторилось: крымский ветер оказался значительно крепче датских технологий - крылья раскрутились так, что их просто сорвало!

Ушли, чтобы вернуться

Спускаясь обратно в кабинке подъёмника, мы решили, что стоит вернуться на Ай-Петри уже по двум причинам. Во-первых, чтобы пройти по тем подвесным мосткам. Во-вторых, чтобы совершить пешую прогулку с осмотром всех неохваченных достопримечательностей (рощи, метеостанции, пещер).

Обо всём этом я обязательно напишу. Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.